Детское чтение: проблемы и пути их решения
Подготовила:
Студентка Ш-41 гр.
Мудрая Дарья
« Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя ». С.Я. Маршак
«Чтобы лампа светила,
нужно все время
подливать в неё масло»
Почему современные дети не читают книги? Почему вслух они читают по слогам?
«Любовь к чтению - откуда берется и можно ли привить?»
Большинство респондентов хотят, чтобы их дети читали, так как:
- чтение способствует общему интеллектуальному развитию и получению информации (93%), воспитанию и формированию личности (96%)
- от чтения можно получать удовольствие (70%).
- почти единогласно сошлись на том, что эффективнее всего прививать любовь к чтению собственным примером (97%), систематически читать дома с ребенком (77%).
- однако 41% опрошенных считают, что любовь к чтению - это предрасположенность каждого конкретного ребенка.
Преимущества, которые дает умение хорошо читать:
- дети, которые хорошо читают, в школе показывают хорошие результаты.
- ребенок, который хорошо и много читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения.
- если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены
- у хорошо читающих детей возникает мысленная картинка прочитанного.
- чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.
Советы от специалистов
1. Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года это целая пропасть в развитии. Советуем каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста.
2. Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса.
3. Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе. Нет времени на длинную сказку? Тогда читайте стихотворение!
4. Введите новую традицию - День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение.
5. Учите чтению с продолжением. Читайте большие книги, разбитые на главы, в день по главе.
6. Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.
Советы от специалистов
7. Лучший подарок - игрушка, а не книга! Говорят книга - хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздник. Дарите просто так.
8. Семейная книга - это здорово! Старенькая, потрепанная, с пожелтевшими страницами... «Бабушка читала её мне. я читаю тебе, а ты, когда подрастешь, будешь читать своему малыш)... Совет. Запишитесь с ребенком в библиотеку! Там особенная атмосфера. К тому же там проводятся праздники и занятия. У ребенка начнет формироваться читательская культура. Читайте сами! Ваш пример - лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.
9. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия. 10. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
Возможные направления работы
Методическое
- Тематические родительские собрания: , «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка» , «Недетские проблемы детского чтения»
- Консультации и методические рекомендации педагога, библиотекаря, специалистов в области детского чтения.
Информационно-просветительское
- Обзоры новинок детской литературы.
- Обзоры Интернет-ресурсов для родителей в медиатеке, направленных для поддержку детского чтения.
- Публикация материалов на сайте.
Досуговое
- Совместные мероприятия (« Папа, мама, я – читающая семья», подготовка к школьному конкурсу «Плюс Библио» )
Формы работы
«Дневник читателя»
Организация работы с «Дневником читателя» активизирует читательскую деятельность детей. Ведение «Дневника читателя» - это стимул взаимодействия родителей и детей в процессе внеклассного чтения. В конце учебного года состоится конкурс на лучший «Дневник читателя».
Акция «Книжный шкаф нашего класса»
Ребята приносят книги, которые читают в семье. Образуются полки: «Книги, которые нам подарили», «Книги, которые читают твои одноклассники», «Книги, которые советую прочитать».
« Читательское портфолио моей семьи»
Дети представляют книги, которые читают в семье. Пишут сочинения на тему «Моя домашняя библиотека», «Читающая семья», «Самая любимая книга». Объявили конкурс на самую интересную фотографию «Я с книгой», «Книги и животные», «Библиотека дома» и другие необычные сюжеты с книгой. Читательская конференция «Эти книги читали наши мамы и папы».
Спасибо за внимание!