СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детское чтение: проблемы и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

о проблемах детского чтения в начальной школе и пути реализации

Просмотр содержимого документа
«Детское чтение: проблемы и пути их решения»

Детское чтение: проблемы и пути их решения Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана Герасименко Галина Николаевна

Детское чтение: проблемы и пути их решения

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана

Герасименко Галина Николаевна

  « Основная задача взрослых –  открыть в ребенке талант читателя ».  С.Я. Маршак   «Чтобы лампа светила, нужно все время подливать в неё масло»

« Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя ». С.Я. Маршак

«Чтобы лампа светила,

нужно все время

подливать в неё масло»

Почему современные дети не читают книги? Почему вслух они читают по слогам?  Почему списывают готовые сочинения и не могут выразить свои мысли?

Почему современные дети не читают книги? Почему вслух они читают по слогам? Почему списывают готовые сочинения и не могут выразить свои мысли?

Причины Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета — это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать. Миллионы видеороликов на YouTube, всевозможные видеописьма и видеоинструкции, анимация и многое другое приучают нас к мультимедийному стилю жизни и лишают воображения. Интернет-формат активно проникает и в печать: все больше становится изданий, в которых красивые картинки занимают 90% объема, а текст ограничивается короткими комментариями к ним.

Причины

Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета — это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать. Миллионы видеороликов на YouTube, всевозможные видеописьма и видеоинструкции, анимация и многое другое приучают нас к мультимедийному стилю жизни и лишают воображения. Интернет-формат активно проникает и в печать: все больше становится изданий, в которых красивые картинки занимают 90% объема, а текст ограничивается короткими комментариями к ним.

 «Любовь к чтению - откуда берется и можно ли привить?»  Книга - величайшее достижение, могучее средство общения с ребенком. Слушая художественное произведение, он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, учится дружить и любить свою Родину.

«Любовь к чтению - откуда берется и можно ли привить?»

Книга - величайшее достижение, могучее средство общения с ребенком. Слушая художественное произведение, он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, учится дружить и любить свою Родину.

Издательство

Издательство "Росмэн" провело опрос .Большинство респондентов хотят, чтобы их дети читали, так как:

- чтение способствует общему интеллектуальному развитию и получению информации (93%), воспитанию и формированию личности (96%)

- от чтения можно получать удовольствие (70%).

- почти единогласно сошлись на том, что эффективнее всего прививать любовь к чтению собственным примером (97%), систематически читать дома с ребенком (77%).

- однако 41% опрошенных считают, что любовь к чтению - это предрасположенность каждого конкретного ребенка.

Преимущества, которые дает умение хорошо читать: - дети, которые хорошо читают, в школе показывают хорошие результаты. - ребенок, который хорошо и много читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения. - если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены - у хорошо читающих детей возникает мысленная картинка прочитанного. Они лучше запоминают детали, с желанием читают. Развивается память, воображение  - чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.

Преимущества, которые дает умение хорошо читать:

- дети, которые хорошо читают, в школе показывают хорошие результаты.

- ребенок, который хорошо и много читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения.

- если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены

- у хорошо читающих детей возникает мысленная картинка прочитанного. Они лучше запоминают детали, с желанием читают. Развивается память, воображение

- чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.

Читают ли в семье? «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».  Януш Корчак

Читают ли в семье?

«Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души». Януш Корчак

Как начать семейное чтение Сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку. Определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.  Начните читать сами до интересного места.  После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам.  По очереди читайте друг другу книгу.  Сделайте семейное чтение непременной частью вашей жизни.

Как начать семейное чтение

Сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку.

Определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.

Начните читать сами до интересного места.

После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам.

По очереди читайте друг другу книгу.

Сделайте семейное чтение непременной частью вашей жизни.

Советы родителям

Советы родителям

Выбирайте ту книжку, которая будет интересна вашему ребенку. Подпишите ребёнка на детский журнал. Пусть у ребёнка дома будет своя маленькая библиотека. Предлагайте ребёнку книги разных авторов и жанров. Собирайте книги на темы и серии книг. Обязательно слушайте, как ребенок читает сам. Показывайте ему свою заинтересованность в его чтении. Берите для первых чтений яркие книги, с крупным шрифтом и интересным сюжетом.
  • Выбирайте ту книжку, которая будет интересна вашему ребенку.
  • Подпишите ребёнка на детский журнал.
  • Пусть у ребёнка дома будет своя маленькая библиотека.
  • Предлагайте ребёнку книги разных авторов и жанров.
  • Собирайте книги на темы и серии книг.
  • Обязательно слушайте, как ребенок читает сам.
  • Показывайте ему свою заинтересованность в его чтении.
  • Берите для первых чтений яркие книги, с крупным шрифтом и интересным сюжетом.

Читая ребёнку, не спешите. Добавьте драматичности и выразительности своему голосу. В конце задавайте вопросы о прочитанном. Введите новую традицию –День любимой книги. Дарите книги, но не на праздники. Дарите просто так. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. Запишитесь с ребёнком в детскую библиотеку. Повесьте на видное место список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении. Читайте сами! Ваш пример – лучший! Читайте с ребёнком каждый день. Окружайте ребёнка книгами. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Читая ребёнку, не спешите. Добавьте драматичности и выразительности своему голосу. В конце задавайте вопросы о прочитанном.
  • Введите новую традицию –День любимой книги.
  • Дарите книги, но не на праздники. Дарите просто так.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Запишитесь с ребёнком в детскую библиотеку.
  • Повесьте на видное место список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении.
  • Читайте сами! Ваш пример – лучший!
  • Читайте с ребёнком каждый день. Окружайте ребёнка книгами.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Советы от специалистов   1. Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года это целая пропасть в развитии. Советуем каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста.  2. Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса.   3. Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе. Нет времени на длинную сказку? Тогда читайте стихотворение!   4. Введите новую традицию - День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение.   5. Учите чтению с продолжением. Читайте большие книги, разбитые на главы, в день по главе. 6. Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.  

Советы от специалистов

1. Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года это целая пропасть в развитии. Советуем каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста. 

2. Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса.

  3. Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе. Нет времени на длинную сказку? Тогда читайте стихотворение!

  4. Введите новую традицию - День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение.

  5. Учите чтению с продолжением. Читайте большие книги, разбитые на главы, в день по главе.

6. Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.

 

Советы от специалистов     7. Лучший подарок - игрушка, а не книга! Говорят книга - хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздник. Дарите просто так. 8. Семейная книга - это здорово! Старенькая, потрепанная, с пожелтевшими страницами... «Бабушка читала её мне. я читаю тебе, а ты, когда подрастешь, будешь читать своему малыш)... Совет. Запишитесь с ребенком в библиотеку! Там особенная атмосфера. К тому же там проводятся праздники и занятия. У ребенка начнет формироваться читательская культура. Читайте сами! Ваш пример - лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге. 9.  Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.   10. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.   11. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

Советы от специалистов

 

7. Лучший подарок - игрушка, а не книга! Говорят книга - хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздник. Дарите просто так.

8. Семейная книга - это здорово! Старенькая, потрепанная, с пожелтевшими страницами... «Бабушка читала её мне. я читаю тебе, а ты, когда подрастешь, будешь читать своему малыш)... Совет. Запишитесь с ребенком в библиотеку! Там особенная атмосфера. К тому же там проводятся праздники и занятия. У ребенка начнет формироваться читательская культура. Читайте сами! Ваш пример - лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.

9.  Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия. 10. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре. 11. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

Возможные направления работы Методическое Тематические родительские собрания: , «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка» , «Недетские проблемы детского чтения» Консультации и методические рекомендации педагога, библиотекаря, специалистов в области детского чтения. Информационно-просветительское Обзоры новинок детской литературы. Обзоры Интернет-ресурсов для родителей в медиатеке, направленных для поддержку детского чтения. Публикация материалов на сайте. Досуговое Совместные мероприятия (« Папа, мама, я – читающая семья», подготовка к школьному конкурсу «Плюс Библио» )

Возможные направления работы

Методическое

  • Тематические родительские собрания: , «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка» , «Недетские проблемы детского чтения»
  • Консультации и методические рекомендации педагога, библиотекаря, специалистов в области детского чтения.

Информационно-просветительское

  • Обзоры новинок детской литературы.
  • Обзоры Интернет-ресурсов для родителей в медиатеке, направленных для поддержку детского чтения.
  • Публикация материалов на сайте.

Досуговое

  • Совместные мероприятия (« Папа, мама, я – читающая семья», подготовка к школьному конкурсу «Плюс Библио» )
Формы работы «Дневник читателя» Организация работы с «Дневником читателя» активизирует читательскую деятельность детей. Ведение «Дневника читателя» - это стимул взаимодействия родителей и детей в процессе внеклассного чтения. В конце учебного года состоится конкурс на лучший «Дневник читателя». Акция «Книжный шкаф нашего класса» Ребята приносят книги, которые читают в семье. Образуются полки: «Книги, которые нам подарили», «Книги, которые читают твои одноклассники», «Книги, которые советую прочитать». « Читательское портфолио моей семьи» Дети представляют книги, которые читают в семье. Пишут сочинения на тему «Моя домашняя библиотека», «Читающая семья», «Самая любимая книга». Объявили конкурс на самую интересную фотографию «Я с книгой», «Книги и животные», «Библиотека дома» и другие необычные сюжеты с книгой. Читательская конференция «Эти книги читали наши мамы и папы».

Формы работы

«Дневник читателя»

Организация работы с «Дневником читателя» активизирует читательскую деятельность детей. Ведение «Дневника читателя» - это стимул взаимодействия родителей и детей в процессе внеклассного чтения. В конце учебного года состоится конкурс на лучший «Дневник читателя».

Акция «Книжный шкаф нашего класса»

Ребята приносят книги, которые читают в семье. Образуются полки: «Книги, которые нам подарили», «Книги, которые читают твои одноклассники», «Книги, которые советую прочитать».

« Читательское портфолио моей семьи»

Дети представляют книги, которые читают в семье. Пишут сочинения на тему «Моя домашняя библиотека», «Читающая семья», «Самая любимая книга». Объявили конкурс на самую интересную фотографию «Я с книгой», «Книги и животные», «Библиотека дома» и другие необычные сюжеты с книгой. Читательская конференция «Эти книги читали наши мамы и папы».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

© 2018 1892 13