Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Методы и способы отслеживания результата:
Анкетирование членов семьи;
Опрос соседей, специалистов школы, администрации;
Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);
Диагностика детско- родительских отношений;
Беседы.
Анкета
Дата выявления___________________________________________________________
Ф.И.О. несовершеннолетнего________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________
Место рождения___________________________________________________________
Адрес официальной регистрации по месту жительства__________________________
_________________________________________________________________________
Адрес фактического проживания_____________________________________________
_________________________________________________________________________
Род занятий (учится, работает, дошкольник, не работает, не учится)
_________________________________________________________________________
Состав семьи
Степень родства | Ф.И.О. | Дата рождения | Род занятий | Место работы, Должность |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Категория семьи (нужное подчеркнуть)
Полная | Приемная | Опекунская | Многодетная | С детьми-инвалидами | Семья с одинокой матерью (незарегистри-рованный брак) |
Семья, оставшаяся с одной матерью (отцом) | Неродной (ая) отец (мать) | Неработающие родители | Один из родителей в учреждении исполнения наказания | Мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы | Малоимущая |
Жилищные условия (нужное подчеркнуть)
Квартира благоустроенная | Квартира неблагоустроенная | Дом благоустроенный | Дом неблагоустроенный |
общежитие | Коммунальная квартира | Нет постоянного Жилья | другое |
Санитарное состояние жилья (нужное подчеркнуть)
удовлетворительное | неудовлетворительное |
Основание для постановки на учет (нужное подчеркнуть):
1.Уклонение родителей (законных представителей) от воспитания детей или защите их прав и интересов;
2. Злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами;
3. Жестокое обращение в семье по отношению к несовершеннолетнему;
4. Вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;
5.Совершение по отношению к несовершеннолетнему или других членов семьи со стороны одного из родителей (законного представителя) противоправных деяний;
6. Совершение правонарушения или преступления несовершеннолетним;
7. Употребление несовершеннолетним психоактивных веществ;
8. Употребление несовершеннолетним алкогольных напитков;
9. Беспризорный несовершеннолетний.
3