Дидактический материал по теме
«Пожарная безопасность»
Оглавление
Подборка стихов по теме «Пожарная служба»…………3-8
Дидактические игры……………………………………..9-11
Тесты…………………………………………………….12-15
Загадки…………………………………………………...16-17
Пословицы и поговорки……………………………………18
Частушки…………………………………………………....19
Ситуационные задачи……………………………………...20
Игры……………………………………………………..21-23
Подборка стихов по теме «Пожарная служба»
Прежде чем организовать встречу работников пожарной охраны с детьми (экскурсия в пожарное депо, беседа с инспектором госпожнадзора и т.п.), необходимо подготовить детей к восприятию специальной терминологии. Сложные понятия, незнакомые слова лучше давать простым, доступным детям языком, один из удачных способов - в стихах. Обращение к детям ведется от лица работника пожарной охраны.
Служба "ноль один"
Мы с вами о работе сейчас поговорим:
Я расскажу немного о службе "ноль один".
И в праздники лютые, и в выходные дни
Пожарные на службе - совсем не спят они.
Диспетчер днем и ночью за городом следит –
Наш номер всех короче: всего лишь - "ноль один".
Вот телефон сработал - диспетчер трубку снял,
И слушая кого-то, в журнал все записал:
Объект и его адрес, что именно горит,
И сразу кому надо об этом сообщит.
На вызов очень часто мы ездим не одни,
За нами следом мчатся "ноль два" или "ноль три".
"02" - чтоб за порядком на месте проследить,
"03" - чтоб пострадавших в больницу увозить.
Боевой расчёт.
Когда беда случится: пожар произойдет,
Его тушить помчится наш боевой расчет.
Тут техника и средства, чтобы пожар погас,
И люди в спецодежде - пожарный экипаж.
Экипировка
Чтоб пострадавших выносить, вести борьбу с огнем,
И сам пожарный должен быть надежно защищен.
Как нам инструкция велит, костюм мы надеваем:
В огне который не горит, в воде не намокает.
Защита есть на голове - пластмассовая каска,
Она удобная вполне, щиток на ней, как маска.
Щиток прозрачный впереди лицо нам закрывает,
А шлейф из кожи со спины нам шею защищает.
Удобна обувь на ногах, надежная вполне,
И рукавицы на руках, чтоб не обжечь в огне.
И безопасности ремни мы носим не для важности:
Мы их, где надо, прикрепим для нашей безопасности.
Готовой к бою быть должна всегда экипировка,
Ведь называется не зря она еще "боевка".
Радиостанция
Еще радиостанцию с собою мы везем –
Мы держим связь со штабом, когда в огонь идем
Оценим обстановку и сразу сообщим,
Нужна ли нам подмога, иль справимся одни.
Какие службы надо еще предупредить,
Чтоб помогли пожарным порядок наводить.
Пожарная машина
Пожарная машина - как без нее нам быть?
Ведь на пожар не сможем мы вовремя прибыть.
Машина настоящая, красивая, большая,
Гудит она сиреною, и маячки мигают.
Машина двухкабинная, в одной сидят как надо
Сам командир с водителем, в другой сидит команда.
А красный цвет машине, ребята, дан не зря –
По той простой причине, что красный - цвет огня.
Цвет у машины красный еще и для того,
Чтоб видеть автотранспорт ее мог далеко.
К обочине прижаться, дорогу уступить:
Важнее дел пожарных вообще не может быть!
Не зря же, когда дело хотят поторопить,
О нем вам скажут смело: оно уже горит...
Пожарная лестница
И крыша у машины используется вся.
Немало разместилось на ней у нас, друзья.
Вот лестницу складную на крыше мы везем:
Большую, выдвижную на трехэтажный дом.
А если плачет детка на этаже седьмом?
И лестничная клетка охвачена огнем?
Поскольку перед нами многоэтажный дом,
В окошко мы поднимемся по лестнице с крюком.
Зовут ее штурмовка, она спаситель наш:
По ней взберемся ловко мы на любой этаж.
Добравшись до седьмого, в окошко мы войдем
И на спину ребенка мы бережно возьмем.
Тут, проявив сноровку, спокойней лишь держись,
С ребенком по штурмовке мы возвратимся вниз.
Пожарные рукава
В отсеках на машине мы рукава везем -
Не те, что вам пришиты к рубашке и пальто.
Рукав у нас пожарный - непромокаем весь,
Хоть он из нитей тканый, но в них резина есть.
Металла есть немного - в начале и в конце,
Чтоб закрепиться смог он и направляться в цель.
А чтоб как нам удобно поток воды пошел -
Направленно лил воду, в конце его есть ствол.
Когда он не в работе - рукав наш со стволом -
Лежит себе, как котик, свернувшийся клубком.
Пожарный гидрант
На каждом водоводе с холодною водой
Гидранты установлены вдоль улиц под землей.
Поставлен указатель на доме на стене –
Пометки о гидрантах имеются везде.
На каждом вашем доме для нас это учли,
Чтоб в случае пожара мы воду брать могли.
Средства пожаротушения
В машине есть цистерна – пустою ей не быть:
Вода в ней - это средство, чтоб нам огонь тушить.
С цистерной по соседству в машине едет бак,
И он содержит средство, он здесь не просто так.
Образователь пены в том баке мы везем,
Поможет он успешно нам воевать с огнем:
Огонь покроет пена плотнее, чем вода,
И воздух, несомненно, не попадет туда.
Покончим мы с пожаром, отправимся домой.
Цистерну из гидранта наполним вновь водой.
Она должна готовой и полной быть всегда
На случай, если снова объявится беда.
Пожарный кран
На лестничной площадке в стене он размещен,
В пожарный красный ящик все время спрятан он.
И если надо что-то вам в доме погасить
Сумеет каждый взрослый пожарный кран включить.
Пожарная часть
Пора, друзья, вам рассказать и о пожарной части:
Она стоит, чтоб защитить от огненной напасти.
Машины в каждой части есть, при них есть экипажи.
Людей в том экипаже шесть, включен водитель даже.
Хоть в экипаже командир ответственен за всех,
Но коллектив у нас един - и в этом наш успех.
И пусть пожары каждый день, но мы всегда на страже:
Не позволяем себе лень и расслабляться даже.
И чтобы сильным быть всегда и не терять сноровку,
Мы на учениях своих проводим тренировку.
Инспекция госпожнадзора
В инспекции - инспектора. Работа здесь другая.
Но по сигналу на пожар инспектор выезжает.
Не для того, чтобы тушить огонь в горящем здании.
Он едет, чтоб определить причину возгорания.
И о примерах рассказать всем людям в назидание,
Чтоб впредь сумели избежать несчастий и страдания.
Так кропотливо день за днем ведут свою работу -
Незримую борьбу с огнем, чтобы спасти кого-то.
В домах и школах, детсадах, в больницах
Не для праздности все правила блюсти должны
Пожарной безопасности.
О спичках
Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдет в привычку - от детей их убирать.
Ни на улицу, ни в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмем -
И себя мы не погубим, и квартиру сбережем.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмем,
Применять их будем в дело и пожар не разведем.
О сигарете
Если папа с сигаретой на диван решил прилечь,
А в руках его газета - как его предостеречь?
Он устал, пришел с работы, видно, хочет отдохнуть.
Подойдет к нему дремота - как тут папе не заснуть?
Он уснет - его окурок на подушку упадет,
Спрячется в укромный угол - нам квартиру подожжет!
Чтоб такое не случилось, я за папой послежу
Все, чему меня учили в детсаду, ему скажу.
Пусть мой папа тоже знает: от пожара всем беда!
И окурки не бросает где попало никогда!
Об электроприборах
Если всю квартиру мама вдруг надумает убрать:
Вымыть стены, пол и рамы - я ей буду помогать.
Каждой вещи свое место - все игрушки приберу,
Со стола, дивана, кресла влажной тряпкой пыль сотру.
Но к телевизору, розеткам близко я не подойду:
Это место не для деток - зарубите на носу!
В каждой комнатной розетке есть невидимый огонь.
У него характер вредный - ты рукой его не тронь.
Шуток он совсем не терпит, с ним, ребята, не шути:
Если он рассвирепеет - все сжигает на пути.
Тот огонь, давно известно, электричеством зовут.
Он таит в себе опасность – от него подальше будь.
С ним домашние приборы заключили договор:
Только им огонь покорный - так ведется с давних пор.
А приборы служат людям - это значит, нам с тобой.
Помогать огонь нам будет - он в приборах деловой;
В холодильнике продукты помогает нам хранить,
Помогает маме в кухне на плите обед варить.
Всю квартиру освещает, если вечер за окном,
Брату музыку гоняет, крутит нам магнитофон.
Пыль в квартире убирает с пылесосом заодно,
Телевизор заставляет нам показывать кино.
Он себя ведет достойно, если с ним не баловать
Малышам самим без взрослых те приборы не включать!
О бытовой химии_и пиротехнике
Ни за что баллончик с газом мы не станем разбирать:
Не остаться 6 нам без пальцев и глаза не потерять.
Там опасный и коварный спрятался огонь внутри -
Никаких аэрозолей в руки лучше не бери:
Дихлофос, дезодоранты, лаки, краски для машин,
Растворители и яды, и бензин, и керосин.
И бутылочки, флаконы, что на улице найдем,
Банки разные, баллоны для игры мы не возьмем.
Потому как неизвестно, что хранилось прежде в них –
Оказаться может вредным, даже воздух в них самих.
Огнестрельные хлопушки и бенгальские огни
В зале, в комнате, в подъезде зажигать не станем мы.
Как вести себя при пожаре
Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:
Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдем,
Из квартиры всех животных за собою уведем.
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим
И попросим всех соседей позвонить по "ноль один".
Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком,
А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон.
Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,
Тете, маминой подруге, - чтоб звонили "ноль один".
Благо, список всех знакомых на виду висит у нас –
На стене у телефона - пригодится он как раз.
Если нету телефона - мы к балкону поспешим,
За собою дверь балкона поплотнев притворим.
Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.
Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут –
Ждать нам долго не придется - нас пожарные спасут.
Почему мы двери наши закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.
Если двери мы откроем - свежий ветер налетит.
Силы он огню удвоит, полыхнет - и все сгорит.
Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,
Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.
Под кровать мы не забьемся и не спрячемся в шкафу –
До балкона доберемся, хоть ползком в сплошном дыму.
А открыть балкон сумеем, - значит, выйдем на балкон.
Воздух будет там свежее, там подмогу подождем.
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня).
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.
Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим -
Ни одна одежда - сами в этом пламени сгорим.
Если снять одежду сложно, мы на землю упадем -
По земле кататься будем - так мы справимся с огнем.
Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас –
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз.
Доступ воздуха закроем - и огонь умрет тотчас.
Друга тут же успокоим и проводим до врача.
Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнем,
Мы их очень уважаем и пожарными зовем!
2. Дидактическая игра "Слушай внимательно"
Учитель задает вопрос, а дети хором должны отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья.»
- Кто, услышав запах гари. сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером иль днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем - признавайтесь честно в том?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
- Какое у вас настроение.(Хорошее);
- Покажите настроение. (Все улыбаются)
Игра «Дополни недостающие слова»
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …(отнять)
Ели где хранится мусор или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться, навести порядок там.
Метлу, лопату взяли и быстро все …(убрали)
При пожаре не зевай, огонь водою ……….(заливай). Коль не тратишь время даром, быстро справишься с …(пожаром).
Игра «Доскажи словечко»
(Пожарник держит в руках мячик.
Читая двустишия, он кидает мяч в сторону учеников.
Ученик, поймав мяч должен досказать ответ.)
Уголек из печки «скок»!
И поджег половичок!
Наблюдателем не стой:
Уголек залей… (водой)
Жжется печь, - ее не тронь,
Потому, что в ней… (огонь)
Шалун со спичками шалил,
Шалун в больницу… (угодил)
Ростом невеличка – тоненькая спичка,
Только трогать спички не имей… (привычки)
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар … (в квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил… (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички… (зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег … (костер)?
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег … (листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Всевозможные… (предметы)
Помни каждый гражданин
Это номер … (01)
Дым увидел не - зевай
И пожарных … (выэывай) .
Игра «Четвертый лишний»
Выделите лишнее слово и объясните свой выбор.
· Вода, чай, кофе, бензин.
· Бензин, керосин, нефть, вода.
· Лак, вода, краска, спирт.
· Песок, вата, сено, промасленная тряпка.
· Лед, нефть, краска, лак.
Найдите опасные предметы при возникновении возгорания.
· Утюг, мяч, чашка, часы.
· Стул, книга, пылесос, кастрюля.
· Кипятильник, расческа, шкатулка, стол.
· Ковер, картина, телевизор, стакан.
· Ваза, фен, карандаш, ложка.
Игра «Составь слово».
У первой команды слово - «Огонь», у второй – «Пламя». Буквы лежат на столике. Прежде, чем добежать до столика и сложить слова, ребята должны преодолеть ряд препятствий (перепрыгнуть через кубик, сделать кувырок вперед, пройти по скамейке ит.п.) и только, когда препятствие позади, взять букву, соответствующему номеру участника, и составить слово.
3. Тесты. 1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? а) Залить телевизор водой б) позвать кого-нибудь на помощь в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01 2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь? а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ б) пойду, понюхаю, откуда пахнет в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света 3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать? а) Убежать б) Закричать. в) Вызвать пожарных. 4. Телефон при пожаре: а) 03 б) 02 в) 01 (Проверка тестов) Тест «Определение знаний пожарной безопасности учениками школьного возраста»
1 Для обучения правилам пожарной безопасности детей школьного возраста предлагаем преподавателям провести тестирование. Во-первых, школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся, как правило, уже владеют некоторой информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.
Предлагаем один из тестов для детей школьного возраста.
Если дети набрали 25-30 очков, то они хорошо знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдают, смогут научить своих товарищей.
Если 20-24 очка, то они должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.
Если менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться с детьми изучением правилам пожарной безопасности. Это поможет избежать пожара, а в экстремальной ситуации - сохранить свою жизнь и жизнь детей.
№ п/п | Вопрос с вариантами поступков, в предполагаемой ситуации | Оценочная таблица |
1 | 2 | 3 |
1 | Если случится пожар, как ты будешь действовать? а) позвоню по телефону "01" б) позову на помощь в) убегу, никому ничего не сказав | 3 2 0 |
2 | Если комната начала наполнятся густым едким дымом? а) открою окно, не закрыв дверь б) буду продвигаться к выходу в) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу прижимаясь к полу. | 0 2 3 |
3 | Если загорелась электропроводка? а) буду тушить водой б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению в) буду звать на помощь | 0 3 1 |
4 | Если на вас загорелась одежда? а) побегу, попытаюсь сорвать одежду б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя в) завернусь в одеяло | 0 3 2 |
5 | Если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде? а) накрою мокрым полотенцем б) буду тушить водой в) попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу | 3 0 0 |
6 | Если вы разжигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать? а) достану вторую спичку и стану зажигать газ б) перекрою газ в) перекрою газ и проверю тягу | 0 2 3 |
7 | Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать? а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в деревянном проеме, сократив приток дыма через окно, буду звать на помощь б) сделаю веревку из крученных простыней и буду спускаться в) буду звать на помощь | 3 1 1 |
8 | Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? а) пройду мимо б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев в) сообщу об этом взрослым | 0 3 2 |
9 | Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите? а) остановлю действия детей, объясню, что это опасно б) пройду мимо в) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие | 3 0 3 |
10 | Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить? а) продолжу смотреть передачу б) позову на помощь взрослых в) отключу телевизор, позвоню "01", начну тушить пожар | 0 2 3 |
4. Загадки.
1.При пожаре не сидим, набираем…(01)
2.Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
3.От маленькой меня не оберешь ты огня. (Искра)
4.Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)
5.Чего на свете нет сильнее? (Огня)
6.Ест бело, даёт черно. (Огонь)
7.Без рук, без ног к небу ползёт. (Дым)
8.Без рук, без ног в гору ползёт. (Огонь)
9.Что выше дерева растёт? (Дым)
10.В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)
11.По деревне прошёл - ничего не осталось. (Огонь)
12.Жевать не жуёт, а всё поедает. (Огонь)
13.Маленький конёк, вместо гривы – огонёк. (Спичка)
14.Он красив и ярко-красен.Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)
15.Он даёт тепло и свет,
С ним шутить не надо, нет. (Огонь)
16.Если дым валит клубами,
Пламя бьётся языками,
17.И огонь везде, и жар. Это бедствие - … (Пожар)
18.На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь. (Костёр)
19.По деревне прошёл – ничего не оставил. (Огонь)
20.Красный телёнок чёрную корову лижет. (Огонь, котёл)
21.Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
22.Вот такая мошка –
Осиновая ножка!
На стог села –
Всё сено съела. (Спичка)
23.Хвост деревянный, носик остер
Или кирка я, или .......(топор).
24. Ушки и дужка, над ними кружка
Пустое бренчит, полное молчит. (Ведро)
25.Из металла шея - шест,
Два крючочка - носа нет.
Коль случается пожар,
Смело лезет в самый жар. (Багор)
26. Я рвусь повсюду напролом
И называюсь просто ….(лом).
27. Всем готова помогать:
И копать, и засыпать.
Как зовут меня, ребята?
Догадались все? ....(лопата).
28. Спешит, гудит: «Дорогу дай!"
Моргает глазом синим.
Примчится вовремя –
Беда детей и взрослых минет. (Пожарная машина)
29.Оставит страшные следы,
Что встретит, пожирает.
Но если дать ему воды,
Сам мигом погибает. (Огонь)
5. Пословицы и поговорки.
- Огонь - беда, и вода - беда, а
нет хуже беды, когда ни огня, ни воды.
- Искру туши до пожара, беду
отводи до удара.
- Слезы пожара не тушат.
- Плох мир огня с водою.
- Спички не тронь, в спичках огонь!
- Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. (О пожарных).
- Красный петух прошелся.
- Сену с огнем ни ужиться.
- Искра мала, да пламень велик.
- Не шути с огнем - обожжешься.
- Спички - не игрушка, огонь не забава.
- Упустишь огонь - не потушить.
- Огонь - не вода, схватит - не выплывешь.
- Где огонь, там и дым.
- Дыма без огня не бывает.
- Не играй, кошка, с огнем, обожжешься.
- Дорого при пожаре и ведро воды.
- Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
- Как бы мал огонек не был, всегда от него дым.
- Спичка - невеличка, а огонь - великан.
6. Частушки
Вот частушки, так частушки
Кто-то бросил дымовушку
И пожар-то - не пожар,
А какой большой угар.
Ты включил электроплитку,
Чтобы кашу подогреть.
Сам умчался за калитку
На прохожих поглядеть.
Дымовушку подобрали
И виновника нашли.
Мы его за ушко взяли,
К командиру увели.
Встретил где-то друга Яшу
И совсем забыл про кашу…
Каша грелась, грелась, грелась,
Сковородка перегрелась,
Раскалилась докрасна
И сгорела вся дотла.
7. Ситуационные задачи.
Ситуация 1.
Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного окурка стали гореть различные вещи. Ваши действия.
• Сообщить в пожарную службу «01»
• Тушить возгорание любыми подручными средствами (водой, мокрой тканью, землей из цветочных горшков)
• Предупредить соседей с верхних этажей.
Ситуация 2 .
При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошел дым. Ваши действия.
• Отключить телевизор от сети.
• Сообщить взрослым
• Вызвать мастера.
Ситуация 3..
Что нужно делать, если возник пожар в квартире?
( Надо позвонить по телефону 01 и сообщить свой адрес и фамилию, что и где горит)
Ситуация 4 .
Что нужно делать, если в квартире много дыма?
(смочить водой одежду; закрыть рот и нос мокрой тканью; продвигаться к выходу ползком )
Ситуация 5 .
Можно ли играть со спичками?
(Нельзя. Спичка – одна из причин пожара)
Ситуация 6 .
• Чем можно тушить пожар?
(Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)
Ситуация 7.
• Главное правило при любой опасности.
(Не подаваться панике, не терять самообладания)
Ситуация 8 .
• Можно ли дотрагиваться мокрыми руками до включенных электроприборов?
(Нельзя! Вода пропускает ток. Это опасно для жизни)
8. Игры
1. Игра «Пожарные на учениях».
Дети пробегают по лесенке, зацепленной за скамейку, пролезают в длинный мешок, спрыгивают с горки, делают кувырок, бегут в конец колонны.
Ведущий: - Чем всегда пользуются пожарные, вытаскивая людей из высокого дома? Что для пожарного важней из всех приспособлений
Ребёнок:
Главное – лестница.
По ней, не чувствуя ступеней,
Я на любую высоту
Взлечу к горячему огню.
2. Игра «Спасатели».
Дети друг за другом по очереди поднимаются по лесенке, отрывают красную гофрированную бумажку (огонь), бросают на пол, спускаются вниз.
Ведущий:
Тили-тили, тили-бом
Загорелся Кошкин дом!
Вон в окошке кошка!
Кто поможет кошке?
3. Игра «Помоги раненому».
Дети парами носят на носилках игрушки, передают носилки следующей паре.
Ребёнок:
В быстроте с машиной красной
Состязаться – труд напрасный
Обогнав машины вой
Мчит она по мостовой.
Для пожарного шофёра
Нет ни «зебр», ни «светофора».
4. Игра «Чья машина скорей приедет на пожар»
Дети тянут верёвочки с привязанными машинками.
И папа, и мама Серёжу бранят
Со спичками сыну шалить не велят.
Однажды он спичку стащил со стола
а спичка взяла и… его обожгла!
Заплакал Серёжа, а папа сказал:
Вот видишь, тебя огонёк наказал!
Кусаются спички, их трогать не смей!
А тронешь ещё раз – укусят больней.
Серёжа тихонько на палец подул,
Серёжа пытливо на папу взглянул:
Я больше не буду. Но ты объясни,
А вас, почему не кусают они?
И папа ответил: нас спички боятся
Мы знаем, как надо с огнём обращаться.
Когда подрастёшь, то научишься тоже.
И спички не трогает больше Серёжа!
Не имей дурной привычки
В домик нос совать, где спички,
Потому что спички - не синички,-
Может пламя выскочить из спички!
Если младшие сестрички
Зажигают в доме спички,
Что ты должен предпринять?
Спички сразу отобрать.
Ведущий:
Если вдруг пожар возник,
Что ты должен в тот же миг?
Дети:
В часть пожарным позвонить,
О пожаре сообщить.
Ведущий:
Раньше, когда не было телефона, по которому можно было сообщить о пожаре, пожарные день и ночь дежурили на высокой башне – она называлась пожарная каланча. С её высоты был виден весь город, ведь дома были одноэтажные. если где-то был замечен огонь или дым, пожарным спешили на место пожара.
Сейчас о пожаре сообщают по телефону.
Ведущий:
Кто знает как позвонить в пожарную часть?
Ребенок:
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набираем 01.
5. Игра «Кто первым позвонит в пожарную».
Дети с завязанными глазами набирают номер 01 и называют свой адрес.
Ведущий:
Пожары возникают по различным причинам:
- из-за стихийных бедствий – таких как землетрясение.
-из-за неисправной техники.
Но чаще всего виновниками пожара становятся люди, в том числе и дети.
(Песня «Красивая работа, пожарным стать охота» на мотив «Нам помнится вороне…»)
Пришёл Алёшка к Сашке, а может Сашка к Лёшке,
Пришел один к другому и Сашка говорит:
Давай с тобой. Алёшка, проверим у окошка,
Что будет делать спичка, когда она горит?
-Ну, что ж, проверить можно, но надо осторожно –
Чтоб мама не видала, на кухне спички взять.
Мне мама говорила, чтоб с ними не шутил я,
Что, если вспыхнет пламя, то пламя не унять.
И вот Алёшка с Сашкой (а может Сашка с Лёшкой)
Уселись у окошка со спичками в руке.
И птички-невелички, как маленькие птички
Летят и сразу гаснут на свежем ветерке,
Но так, скажите честно, совсем не интересно
Бросать в окошко спички и взглядом провожать,
И вот принёс Алешка (а может быть и Сашка)
Хрустящую бумажку, в руке её зажав.
Алёшка друга понял, повыше спичку поднял
И запалил бумажку, держа её в руке.
Глядят Друзья на пламя, а пламя – словно знамя,
Как знамя боевое у верного бойца:
Трепещет, к верху рвётся, не гаснет, не сдаётся,
И будто дышит жаром у самого лица.
Вдруг хитрый, лёгкий ветер в окне бумажку встретил
И огненный комочек на занавеску сел.
Был вывод мамин весок: пылает занавеска,
Теперь уже не птица, а множество жар-птиц
Бьют крыльями и жалят. Ребята побежали
На кухню прямо к маме и слёзы льются с лиц.
Забыт обед и ужин: отряд пожарных нужен –
Скорей с горящих кружев огонь коварный сбить.
по лестнице пожарной спешит отряд пожарных
Успеть спасти мальчишек. Беду остановить.
Недобрая привычка, нельзя брать детям спички.
Что может быть опасней общения с огнём?
1 Составители: ОГПН ОГПС-22 МЧС России РБ
22