СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку по теме "Наречие" для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

предлагаю вашему вниманию дидактический материал по теме "Наречие" для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку по теме "Наречие" для 7 класса»

Подчеркните как члены предложения выделенные слова; надпишите сверху, какой частью ре­
чи они выражены; выделите в них суффиксы.

1. Цветы СИЛЬНЕЕ пахнут к дождю. — Он СИЛЬНЕЕ своего брата. 2. Живой цве­ток всегда ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ искусственного. — Избушка при солнечном све­те выглядела ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ. 3. Лес ДАЛЬШЕ речки. — Утром мы отпра­вимся ДАЛЬШЕ. 4. Сегодня его речь звучала ЯРЧЕ. — Этот тюльпан ЯРЧЕ других.

20. Вспомните 3-4 пословицы, поговорки, устойчивых словосочетания, которые содержат
наречия
.

21. Прочитайте текст..

Из истории слова ВДРЕБЕЗГИ

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают ис­торию давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождение других.

Так, в древнерусском языке употреблялось существительное ДРЕБЕЗГ со значе­нием «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие ВДРЕБЕЗГИ.

Подчеркните в тексте 4-5 наречий. В каком значении употребляется наречие ВДРЕБЕЗГИ?

Составьте предложение (словосочетание) с данным наречием:

Сделайте уфологический разбор 2-3 наречий из текста:

26. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Исследователь Дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого ещё (не) изученного края (не) мысл...мо без серьёзной научной работы. 2. Следу...щие экспедиции охв...тившие гораздо большие участки тайги ст...новя(т, ть)ся (не) изм...римо масштабнее и дают (не) мало интересных научных результатов. 3. Ему (не) редко приходилось бывать на границ... с Кореей. 4. БИБЛИОГРАФАМ путешественника до сих пор (не) известно, за какие военные заслуги он был удосто...н таких высоких наград. 5. (Не) поддельно заинтересован...ые, точные вопро­сы зад...ёт Арсеньев пров...дникам сопров...ждавшим его в походах по (не) хож...ным и (не) езж...ным тропам тайги. 6. В начале века доб...раться до Владивостока бы­ло (не) изм...римо труднее. 7. Среди пассажиров этого (не) болып... го -парохода бы­ло (не) мало интересных людей. 8. Подробные карты этого (не) исследован...ого до конца района существуют сравнительно (не) давно. 9. Солнце всё смелее проб...вась сквозь листья и ветки (не) уловимо м...няет краски пр...брежного леса.


Объясните значение выделенного слова:

27. А. Раскройте скобки.

(Не) лепый поступок, взлететь (не) высоко; взлететь (не) высоко, а низко; надеть (не) красивый плащ; плащ (не) красивый, но прочный; путь (не) близок, а далёк; дорога (не) ровная; дорога (не) ровная, но короткая; очень (не) красивый зонт; далеко (не) лёгкое дело; (не) лёгкое задание; задача (не) лёгкая, но интересная; (не) легко было в пути; (не) легко далась ему эта победа; (не) весёлый, а грустный взгляд; далеко (не) весёлое путешествие; (не) весёлый мальчик; он был (не) весел; (не) благодарный слушатель; вовсе (не) трудная задача; её (не) трудно было решить; (не) трудная задача; отвечал (не) брежно; полный (не) вежда; вёл себя (не) принуж­дённо; (не) ряшливый вид; река была (не) широка; путь (не) короток, а длинен; бормотал что-то (не) внятное; (не) завидное положение; домашние (не) урядицы; говорил явную (не) правду; (не) известный певец; (не) урожайный год; очень (не) ин­тересный тип; читал (не) громко, но выразительно; (не) стерпимая боль; (не) доро­гой, но красивый подарок; (не) солоно хлебавши; (не) отразимость выводов.


27. Б. Раскройте скобки.

(Не) допустимо резкий тон; ответить (не) обдуманно; решение (не) продумано; рассчитать (не) точно; рассчитать (не) точно, а приблизительно; спросить (не) гром­ко, а тихо; (не) безынтересно отметить; (не) виданно торжественный парад; писать (не) брежно; приехать (не) ожиданно; (не) истово сопротивляться врагу; приблизить­ся (не) заметно; (не) искренне вздохнуть; (не) вполне серьёзно относиться к делу; вести себя (не) принужденно; (не) организованно провести собрание; отвечать (не) уверенно; говорил (не) громко, а тихо; держаться (не) возмутимо; поступить (не) обдуманно; (не) медленно принять меры; (не) узнаваемо измениться; (не) вы­соко, а низко.


28. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В выделенных словах поставьте ударение.

1. Восточный ветер Н...КОГДА (не) пр...носит дождя (примета). 2. Мой знако­мый, как человек, Н...КОГДА обучавшийся в университете, любил употреблять выр...жения учёные. (И. Тург.)3. Через рощу прот... кала та самая реч...нка, кото­рая Н...СКОЛЬКО ниже огибала деревню. 4. Сейчас мне решительно Н...КОГДА бы­ло вступать с кем (нибудь) в дискуссии. 5. План совсем Н...КУДА (не) годится.

  1. Я пробежал по всем комнатам, но Н...ГДЕ (ни, не) кого (не) увидел (И. Тург.)

  2. Я Н...СКОЛЬКО (не) уд...вился его приезду. 8. Склонность её к чере...чур сме­лым сочетаниям цветов Н...ЧУТЬ его (не) коробила. 9. Мне сегодня Н...КАК нельзя опазд...вать.

29. Раскройте скобки. Объясните графически выбор НЕ—НИ. Подчеркните наречия.

А. (Ни, не) где не встретились, (ни, не) чем не интересовался, (ни, не) с кем не со-зетовался, (ни, не) как не мог понять, (ни, не) чуть не волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не) когда (ни, не) кому ни в чем не отказывал; (ни, не) сколько не удивился, (ни, не) мало не сожалел о своей поездке, (ни, не) когда (ни, не) отку­да не получать писем, помощи ждать (ни, не) от кого, (ни, не) к кому не обращать­ся, (ни, не) с кого спрашивать, (ни, не) когда ни на кого не обижался, (ни, не) сколь­ко не беспокоился, (ни, не) почем не забыть, шагу (ни, не) где ступить.

30. Образуйте от выделенных слов наречия. Запишите их в составе словосочетания, выделите суффиксы. Образец: ОРГАНИЗОВАННОЕ собрание собрание прошло (как?) организованно.

ИСПУГАННАЯ девочка — вскрикнула (как?)

ИСКРЕННИЙ поступок — поступил (как?)

НЕЧАЯННЫЙ удар — толкнул (как?)

БЕШЕНЫЙ темп — мчаться (как?)

РАССЕЯННЫЙ человек — смотрел (как?)

ВЗВОЛНОВАННЫЙ бурей — слушал (как?)

ПУТАНЫЙ ответ — говорил (как?) ___

Сделайте вывод: В наречиях на -О, -Е пишется столько Н,….

31. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Подчеркните их как члены предложения. ПОМНИТЕ: Краткие причастия можно заменить глаголами прошедшего времени; краткие прилагательные (они часто выступают в роли однородных членов предложения) полными, к наречиям ставим вопрос КАК?

1. Выставка ОРГАНИЗОВАНА спонсорами (организовали спонсоры). 2. Экскурсия прошла (как?) ОРГАНИЗОВАННО (в слове ОРГАНИЗОВАННЫЙ две НН). 3. Ученица (какова?) ДИСЦИПЛИНИРОВАННА и ОРГАНИЗОВАННА (дисциплинированная и организованная). 4. Собрание ВЗВОЛНОВАНО сообщением (собрание взволновало сообщение). 5. Все слушали сообщение (как?) ВЗВОЛНОВАННО. 6.Голоса были РЕЗКИ и ВЗВОЛНОВАННЫ (резкие и взволнованные). 7. Семена РАССЕЯНЫ по полю (семена рассеяли). 8. Она была РАССЕЯННА и НЕВНИМАТЕЛЬНА (рассеянная и невнимательная). 9. Вчера он слушал РАССЕЯННО (как?).


32. Н или НН? Определите как части речи слова с Н—НН.

Ресурсы изыска(н,нн)ы дирекцией; средства вложе(н,нн)ы в строительство; ее манеры изыска(н,нн)ы; поля ограниче(н, нн)ы рвом; поведение искусстве(н,нн)о; люди были подавле(н,нн)ы и унылы; вещи утеря(н,нн)ы в дороге; девочка рассея(н,нн)а и невниматель(н,нн)а; тучи рассея(н,нн)ы ветром; поступил обдума(н,нн)о; ее поведение необдума(н,нн)о и несерьезно; ответы неувере(н,нн)ы; не увере(н,нн)ы в исходе; стремления возвыше(н,нн)ы; ученица организова(н,нн)а; рубашка выглаже(н,нн)а; дорога дли(н,нн)а; даль тума(н,нн)а.

33. Н или НН?

Обращение гума(н, нн)о; ошибки исправле(н, нн)ы; друзья образова(н, нн)ы; история безнравстве(н, нн)а; речи проникнове(н, нн)ы и торжестве(н, нн)ы; девоч­ка собра(н, нн)а и организова(н, нн)а; девочка весела и взволнова(н, нн)а; собрание хорошо организова(н, нн)о; дерево срубле(н, нн)о; их взгляды очень ограниче(н, нн)ы; малыши измуче(н, нн)ы дорогой; следы зайцем запута(н, нн)ы; друзья начита(н, нн)ы и воспита(н, нн)ы; дерево слома(н, нн)о ветром; его поведение гума(н, нн)о; преступ­ление доказа(н, нн)о; очарова(н, нн)а красотой.

34. H или НН? Вставьте пропущенные буквы.

Взволнова(н, нн)ый разговор; дети взволнова(н, нн)ы случившимся; голоса бы­ли резки и взволнова(н, нн)ы; все трудности време(н, нн)ы; девочка избалова(н, нн)а родителями; некоше(н, нн)ый луг; стены вымаза(н, нн)ы краской; овощи сваре(н, нн)ы в кастрюле; попробовать пече(н, нн)ый мамой торт; масл...(н, нн)ый блин; масл...(н, нн)ые краски; ягоды подавле(н, нн)ы в корзине; эти люди злы и ограниче(н, нн)ы; деревья посаже(н, нн)ы в саду; сплете(н, нн)ая корзина; работа исправле(н, нн)а; купле(н, нн)ая книга; мороже(н, нн)ое мясо; солом...(н, нн)ая шляпка; исти(н, нн)ая правда; вещь подли(н, нн)а; ране(н„ нн)ый в плечо; нехоже(н, нн)ые тропы; неезж...(н, нн)ые дороги; подкова(н, нн)ая лошадь.


37. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните графически условия выбора О—А на конце наречий.

1. Справ… и слев… от меня постоянно возникали силуэты каких (то) странных фигур. 2. Он наскоро кормит лошадей и, ...делавши (не) обходимые покупки, спешит засветл... доехать домой. 3. Направ... тускло л..снилось рж..ное поле; налев… вздымались деревья сада, длин…ые, (не) подвижные. 4. Он почти (не) шевелился и лиш… изредк… приподнимал пону­рую голову. 5. Сначал… мы считали под…ёмы и спуски, но потом броси­ли — было не до них. 6. Бл…снёт рыба золотым боком и снов… уйдёт в глубину. 7. Ещё задолг… до водопада потоки увл…кают лодку. 8. (Не) стоило занов… заводить все эти разговоры. 9. Влев… от дороги, проложен…ой между дикор…стущих яблонь, груш, побережье покрыто глубокими оврагами. 10. Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыт… накормит.

36. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1. Прошлое и настоящее сл..ваю(т, ть)ся для неё, и она (не)много путан...о гово­рит. 2. Однажды поз...ней осенью отчаян...о зазвонил на...треснутый ко­локольчик около калитки. 3. Внизу было тихо, безветрен...о н даже (как) буд(то) тепло. 4. Сердце его бешен...о зак...лотилось. 5. Од...нокое об­лако лежало среди (не) обыкновен...о ярких звёзд. 6. Я даже отд...лён...о (не) могла себе представить этого. 7. Выпал первый снег на мгно­венно замерзшую землю. 8. Я очень ветрен...о, быть может, поступила. 9. К речной ловле рыбы нужно пр...менять (не) сравнен...о больше ловкости и мастерства, чем к ловле в море. 10. Его постоян...о и (не) удержимо т...нуло в путь. 11. Они пр...выкли относи(т, ть)ся к тем, кто появля­ется в их таёжных селениях, насторожен...о, (не) доверчиво. 12. Всё, что случилось со мной, было так стран...о, так (не) обыкновенно