Урок в 5 классе тема
«Деление десятичных дробей на натуральные числа»
Автор :
Соснин Александр Николаевич
учитель математики
УВК ШГ №20
г. Бишкек
Девиз урока:
Знания иметь отличные
по теме
«ДРОБИ ДЕСЯТИЧНЫЕ!»
- повторить правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь
- составить и запомнить правило деления десятичной дроби на натуральное число
- закрепить материал с помощью решения различных упражнений
Цели урока:
Повторение
- Поможем Вите Перестукину найти ошибки:
Отгадай загадки:
Он не значит ничего.
Очень жалко мне его.
Он хороший: круглый, гладкий,
Всё с подсчётами в порядке.
Он со всеми очень дружен,
Он везде и всюду нужен.
Он не требует наград,
Завершает цифр ряд..
Пусть он не значит ничего,
Но нельзя и без него,
Если с кем то рядом встанет
Быть ничем он перестанет
И число любое враз
Увеличит в десять раз!
Сколько лет в яйце цыпленку?
Сколько крыльев у котенка?
Сколько в алфавите цифр?
Сколько сена скушал тигр?
Сколько мышка весит тонн?
Сколько в стае рыб – ворон?
Сколько зайцев съела моль?
Знает только цифра…
Скачет мячик по страницам. Ищет друга-единицу,
Потому что без него,
Он не значит ничего!
А как вы думаете, почему знакомство с новой темой мы начали с загадок про нуль?:
Потому, что и при делении десятичных дробей на натуральные числа как и в остальных действия с десятичными дробями нам на помощь постоянно будет приходить наш друг – нуль!
Знакомство с новой темой:
Решим задачу:
Кусок ленты длиной 19,2 м разрезали на 8 равных частей. Найдите длину каждой части.
Решение:
Способ I:
Переведем 19,2 м в дециметры.
19,2 м = 192 дм
Разделим: 192:8 =24
Переведем 24дм в метры: 24дм =2,4 м.
Ответ: длина каждой части 2,4 м.
Способ II
19,2 8
Запишем в столбик:
Разделим целую часть:
19,2 8
16 2
,
Перенесем запятую из делимого в частное:
19,2 8
16 2 3
Разделим дробную часть:
19,2 8
Ответ: длина каждой части 2,4 м.
Составим правило:
1. Запишем числа в столбик как при обычном делении:
,
137,47 4
6
5
3
7
137,47:4
17
16
2. Разделим целую часть.
1
4
1 2
3. Перенесем запятую из делимого в частное.
27
24
0
3
2 8
4. Разделим дробную часть.
0*
2
* Если получается неделимый
остаток приписываем к нему нуль.
2 0
0
Запомни:
В математике нет понятия “не делится”, нельзя делить только на нуль! Любое число можно разделить на любое число (кроме нуля)!
Разделим 3 на 250:
Запишем в столбик:
3
3 250
-0 0
2
,
1
0
Поэтому 3 : 250=0
Допишем к остатку 0
0
3
-0
Поставим в частном
запятую
30
0
-250
30
50
0
Поэтому 30 : 250=0
-500
0
Допишем к остатку 0
Выполним деление 300
на 250:
Значит 3 : 250 = 0,012
Запомни:
При делении меньшего числа на большее, частное всегда начинается с нуля целых!
Например:
1 : 10 = 0,1; 2 : 5 = 0,4
2 : 500 = 0,004; 99 : 100 = 0,99
3 : 12 = 0,25 и так далее.
Закрепление:
Решим примеры
№ 1313 (1340) от буквы (а) до буквы (и) .
Задачу № 1314 (1341)
Проверка:
Д
З
О
А
М
Д
А
А
Ш
Н
Н
И
Е
Е
Е
№ 1348 (от а до е) ;
1349; 1350
По новым учебникам:
№ 1375(от а до е);
1376; 1377.
54321
Спасибо за работу
Урок в 5 классе тема
«Деление десятичных дробей на натуральные числа»
Урок 2
4
0
3
1
2
Устный счет:
Вам предстоит узнать, как называется дальний родственник лимона и апельсина. Вы сможете прочитать это слово, если верно найдете значения выражений и расставите буквы над соответствующими точками на координатном луче.
Е
Б
Р
Г
А
О
М
Т
Молодцы! Это растение бергамот. Это цитрусовое растение. Плоды его несъедобны, но масло, которое получают из кожуры этих плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат. Бергамотовым маслом ароматизируют чай.
2,2 х 2 Т
1,7+ 1,4 Г
1,5+ 2,6 О
0,22 х 10 Б
0,7 + 2,6 А
0,028 х 100 Р
5-2,6 Е
7,8-4,1 М
Выполни деление:
Какие числа были в начале?
Обыкновенные дроби!
А какие получились в итоге?
Десятичные дроби!
Какой вывод можно сделать?
Запомни:
Чтобы превратить обычные дроби в десятичные нужно числитель разделить на знаменатель!
Выполним деление:
Чем похоже делимое и полученные частные?
Они состоят из одних и тех же цифр!
А чем они отличаются?
Местом, на котором стоит запятая!
На сколько цифр и в какую сторону переместилась запятая в каждом примере?
Вправо, на столько же, сколько нулей
в делителе!
Вывод:
Чтобы разделить целое число или десятичную дробь на “круглое”: 10; 100: 1000 и т. д., нужно передвинуть запятую в делимом вправо , на столько же, цифр, сколько нулей
в делителе!
Закрепление:
4
0
3
1
2
Спасибо за работу