Дифференциация звуков [Б]-[П] в слогах, словах, предложениях и тексте.
Подгрупповое занятие. Старшая группа, 5-6 лет.
Цель занятия: дифференциация звуков [Б]-[П] в слогах, словах, предложениях и тексте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить артикуляцию и звучание звуков [Б], [П];
закрепить навык правильного произношения звуков [Б], [П].
учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
учить отвечать на вопросы полным предложением.
коррекционно-развивающие:
развитие мелкой и артикуляционной моторики,
развитие фонематического слуха и слухового внимания,
развитие навыков пространственной ориентировки.
коррекционно-воспитательные:
воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
формирование навыков самоконтроля за собственной речью,
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Ход занятия
Организационный момент
Здороваемся с детьми, создаем положительную мотивацию на занятие.
Артикуляционная гимнастика
Логопед показывает детям карточки с артикуляционными упражнениями, дети их называют и выполняют упражнение перед зеркалом под счет до 10.
Артикуляционные упражнения:
- Вкусное варенье;
- Лопаточка;
- Чашечка;
- Маляр;
- Грибочек;
- Хомячок + дыхание (формирование целенаправленной воздушной струи и силы выдоха) – надуваем щеки и выдыхаем на занавеску;
- Заборчик;
- Лошадка;
- Барабан;
- Чистим зубки;
- Часики;
- Качели.
Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются
Логопед: Ребята, перед нами стоит важная задача. Нам нужно научиться отличать звуки [Б]-[П] друг от друга.
Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
Правильная артикуляция звука [П]. Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Правильная артикуляция звука [Б]. Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. При произнесении звука Б ощущается вибрация гортани и щёк.
Отличия звуков [Б]-[П].
Б П
Звонкий (колокольчик звенит) Глухой (колокольчик молчит)
Характеристика звуков.
Давайте охарактеризуем звуки [Б] и [П].
-Это гласные или согласные звуки?
Характеристика звука [Б]- согласный, твердый, звонкий.
Характеристика звука [П]- согласный, твердый, глухой.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы будем играть в игру. Поднимите левую руку (дети поднимают руку), а теперь правую руку (дети поднимают правую руку). Я сейчас буду говорить слова, а вы, если услышите звук [Б] поднимаете левую руку, если услышите звук [П] – правую. Слушайте внимательно.
Слова: плов, блоха, укроп, микробы, пульт, парковка, балет, батон, абрикос.
Логопед: А теперь закрывайте глаза.
Слова: палас, полотенце, блюдце, бордюр, борода, поле, бабушка.
Дифференциация звуков в слогах.
Физкультминутка
«Весенняя капель»
Солнце стало пригревать,
(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.
(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,
(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
(бег на месте)
Дифференциация звуков в словах
Дифференциация звуков в предложении
Ба - па - ба - вот стоит изба.
Па - ба - па - лесная тропа.
Бы - пы - пы - были у папы.
Па - ба - па - упала шляпа.
Ба - па - ба - тяжелая шуба.
Бу - пу - бу - навещали Любу.
Пу - бу - пу - мы любим папу
Дифференциация звука в тексте.
Наступило лето. Мы с папой поплыли на корабле к бабушке. Мы стояли на палубе и наблюдали за облаками. Вдруг папа сказал: — Смотри, облако похоже на большую шляпу!
А я увидел облако, похожее на бабочку. Мы весело провели время и не заметили, как приплыли. На берегу нас ждала бабушка, и я рассказал ей про наше путешествие.
Хлопайте, если услышите в тексте звук Б, топайте, если услышите звук П.Как ты назовешь текст? Перескажите текст.
Ответь на вопросы:
О каком времени года говорится в тексте?
К кому плыли герои?
Что герои увидели?
На что было похоже облако, которое увидел папа?
На что было похоже облако, которое увидел мальчик?
Кто встретил героев?
Итог занятия.
Подводим итоги занятия, проводим оценку и самооценку детей. Повторяем различия дифференцируемых звуков.