СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПРОСНИК ДИАГНОСТИКИ ЭМПАТИИ (И.М. Юсупова)

Предлагаемая ниже методика успешно используется казан­ским психологом И.М.Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчи­вости на переживания других людей. Сопереживание — это при­нятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как ес­ли бы они были нашими собственными.

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

ОПРОСНИК ДИАГНОСТИКИ ЭМПАТИИ (И.М. Юсупова)

Предлагаемая ниже методика успешно используется казан­ским психологом И.М.Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчи­вости на переживания других людей. Сопереживание — это при­нятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как ес­ли бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных от­ношений. Она делает поведение человека социально обуслов­ленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте сте­пень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на утверждения №№ 3, 9, 11, 13, 28, 36, -а также не пометили ли пункты №№ 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда?» Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед со­бой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем све­те. Результатам тестирования можно доверять, если по всем пе­речисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверно­сти, а при пяти — можете считать, что работу выполнили на­прасно. Теперь просуммируйте все баллы,приписанные ответам на пункты №№ 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпа-тийных тенденций.

Результаты: если Вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопережива­ние. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника,еще не успевшего сказать ни слова. Вам-трудно от того,что окружающие используют Вас в качестве громоотвода,об-рушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуе­те себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытыва­ете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветст­вия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоцио­нальной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем пси­хическом здоровье.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствитель­ны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их буду­щее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро уста­навливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем ана­литическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда акку­ратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили

«не знаю» — 0,

«нет, никогда» - 1,

«иногда» — 2,

«часто» — 3,

«почти всегда» — 4

«да, всегда» — 5.

Отвечать нужно на все пункты.


1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музы­ку в «современных ритмах».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт
между двумя лицами. ,

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем кар­тины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих ро­дителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьез­ных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведени­ем незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, де­ло или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек дол­жен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одно­классники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои лич­ные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.






























От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности,при-сущий подавляющему большинству людей. Окружающие не мо­гут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относи­тесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отно­шениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоцио­нальные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять боль­ше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не вы­сказывать свою, точку зрения, не будучи уверенным, что она бу­дет принята. При чтении художественных произведений и про­смотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживани­ями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это ме­шает Вашему полноценному восприятию людей.

12—36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испыты­ваете затруднения в установлении контактов с людьми,неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявле­ния в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным заня­тиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда Вы чувствуете свою отчуж-денность; окружающие не слишком жалуют Вас своим внимани­ем. Но это. исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и стане­те пристальнее всматриваться в поведение своих близких и при­нимать их потребности как свои.

11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тен­денции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать раз­говор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклю­жем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окру­жающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной! работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявле­ниям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.