Использование инновационных технологий
в работе музыкального руководителя
Цель: ознакомить педагогов с инновационными технологиями музыкального руководителя в плане развития речи дошкольников, показать значимость инновационных технологий для применения на практике.
Доклад:
1 СЛАЙД
Введение в тему
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?
2 СЛАЙД
Применение инновационных технологий на музыкальных занятиях
1. Здоровьесберегающие технологии.
Формами работы на музыкальных занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.
2. Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
3. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4. Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.
5. Информационно - коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. При применении в работе ИКТ мы не забываем о том, что использование технических средств ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске;
процесс создания новых вариантов моделей;
радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, на сохранение и поддержку индивидуальности, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирование общей культуры воспитанников.
Для сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, формирования общей культуры воспитанников, способных адаптироваться к условиям современной жизни работаю по нескольким направлениям:
1) повышаю мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
2) активизирую заинтересованность детей для повышения результативности музыкально-художественной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии на практике:
1) Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Занятия по системе Стрельниковой превосходно помогают при заболеваниях органов дыхания, позволяют излечиться от различных сердечно-сосудистых болезней и многих других недугов.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Задачи
1. Учить детей делать короткий, шумный вдох.
2. Учить детей выполнять произвольный выдох,лучше выдыхать через рот.
3. Учить детей сочетать вдох с движением в ритме строевого шага.
Освоение комплекса упражнений Стрельниковой дыхательной гимнастики необходимо начинать с первых трех упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», делать не более 4 шумных вдохов, затем пауза – отдых – 3–5 секунд, и снова 4 шумных вдоха. Повторить 8 раз.
2) Артикуляционная гимнастика перед пением, используемая на музыкальных занятиях в детском саду
Например:
Гармошка (На мелодию «Вправо шаг, влево шаг и немножко покружись»)
На гармошке мы играем,
Рот пошире открываем.
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты смотри, не ошибись.
Качели
Эх, раз, ещё раз.
Мы качаемся сейчас.
Вверх-вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Барабан
В барабан мы бьём
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук,
Слышен звонкий стук.
Лошадка
Скачем, скачем на лошадке,
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
язычок им помогает.
3) Ритмопластика
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы.
4) Логоритмика
Особое место в работе над речью детей я отвожу музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка.
5) Пальчиковая гимнастика
В своих занятиях я включаю упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
6) Психогимнастика
Для этого я применяю релаксацию:
-снятие эмоционального напряжения.
-упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.
-коррекция настроения и отдельных черт характера.
5 СЛАЙД
Игровые технологии
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Интеллектуальное, физическое, психическое, социальное развитие ребенка происходит через игру.
Музыкальная игра является инструментом педагога музыки, с помощью которого дети осваивают основные музыкальные понятия и виды деятельности. Большая роль среди игр для дошкольников отводится музыкально-дидактическим играм. В работах Н.А. Ветлугиной, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РСФСР (1980), основное внимание отводится разделению музыкально - дидактических игр для развития музыкально-сенсорных способностей на: настольные, подвижные и хороводные. Продолжателем ее работы стала А.Н. Зимина, она разделяла игры в зависимости от задач на 3 вида: спокойное музицирование, подвижные игры и хороводные игры.
Поскольку главной задачей музыкального образования детей является развитие музыкальных способностей, важно классифицировать музыкально-дидактические игры по следующему принципу:
игры для развития музыкально-слуховых представлений;
игры для развития ладового чувства;
игры для развития чувства ритма.
Спокойное музицирование. Здесь у детей развивается умение вслушиваться в музыку, различать свойства и характер музыкального звучания. Этот вид включает в себя игры-пособия (музыкальное лото, нотная лесенка и т.д.) и игры с пением и движением. Этот тип игр является наиболее распространенным. Суть этих игр заключается, в основном, в соревновании, кто быстрее и точнее сможет определить заданный музыкальный элемент на слух. Часто дети делятся на небольшие подгруппы (команды).
Музыкальная игра «Танец шляпы»
Цель игры | Создание атмосферы сотрудничества в группе. Развитие концентрации внимания. Осознание своего места в группе. Воспитание ответственности и заботы. |
Что понадобится | Шляпа. Клавишный музыкальный инструмент или Музыкальная аудиозапись. |
Количество участников | От 4 до 8. |
Основной вариант | Группа садится в круг. Звучит музыка, дети начинают Передавать шляпу по кругу, надев ее на голову соседа. Когда музыка останавливается, ведущий просит ребенка, на чьей голове находится шляпа, продемонстрировать какое-то движение, все остальные участники группы должны движение повторить. Вновь звучит музыка, дети продолжают игру |
Замечания | Ведущий следит за тем, чтобы передача происходила через надевание шляпы, а не через снимание ее. Скорость передачи задает темп звучащей музыки. |
Подвижная игра «Музыкальные обручи»
Цель | Развить умение слушать. Улучшить скорость реакции. Создать атмосферу сотрудничества. |
Что понадобится | По одному обручу на каждого ребенка. Клавишный музыкальный инструмент или музыкальная аудиозапись. |
Количество участников | От 3 до 10. |
Основной вариант | Ведущий распределяет обручи на полу в просторной комнате. Начинает звучать музыка, участники начинают передвигаться, танцевать вокруг обручей. В тот момент, когда музыка перестает звучать, каждый выбирает обруч и встает внутрь. |
Замечания | Пока звучит музыка, в обруч вставать нельзя. Музыка начинает звучать вновь только после того, как каждый участник найдет себе обруч. |
Хороводная игра «Горелки»
Цель | Развить умение слушать. Улучшить скорость реакции. Создать атмосферу сотрудничества. |
Что понадобится | Маска зайца, клавишный музыкальный инструмент или музыкальная аудиозапись. |
Количество участников | От 7 до 15. |
Основной вариант | Участники идут по кругу, держась за руки. Водящий находится в центре круга в маске зайца. Дети говорят приговорку, после чего разбегаются в разные стороны. Каждый игрок должен найти себе пару. Не нашедший пару, становится в круг и начинает водить: «Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!». |
СЛАЙД № 6
ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:
сюжетно-ролевые;
подвижные;
настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
обучающей задачи;
содержания;
правил;
игровых действий.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:
для развития звуковысотного слуха;
на развитие чувства ритма;
на развитие тембрового слуха;
на развитие диатонического слуха;
на развитие памяти и слуха;
на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:
в процессе пения;
в процессе слушания музыки;
в процессе ритмических движений;
в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
СЛАЙД № 7 – 8
Технология «Синтез искусств»
Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающего музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: была составлена система занятий по развитию словарного запаса, характеризующего музыкальное произведение, художественное произведение, произведения живописи или иллюстрации. Был использован такой прием, как рассказывание сказки, иллюстрируя ее музыкой, поэтическими произведением и произведениями живописи. Каждое занятие пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, разнообразными и интересными.
Постепенно у детей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения, пополнялся словарный запас.
СЛАЙД 9
Проектная деятельность
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего
дошкольного возраста. Прежде всего, это, конечно, творческие игровые проекты:
-игры в День рождения (именинником может быть любой сказочный
персонаж, любая игрушка, время года - Весна, лето и т.д.);
-игры - путешествия (можно связать с сюжетами сказок, различными
познавательными темами).
Виды игр-путешествий: маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета.
Создание творческого проекта всегда связано с продуктивной
деятельностью. Форма продукта творческого проекта: концерт, утренник,
произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, театрализация сказки, выставка, газета.
Творческий проект «Театральный сундучок» я начала с 1 сентября. Программа проекта предназначена для реализации в подготовительной группе «Сказка».
Цель проекта: развитие вербальной и невербальной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка.
Какие формы работы я применяю? Занятия, беседы, действия с воображаемыми предметами, разыгрывание этюдов, сюжетно – ролевые игры, кукольный театр, драматизация сказок и др.
СЛАЙД № 10
ИКТ технологии
Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя. Это:
1. Средство подготовки выступлений,
2.Источник учебной, музыкальной информации,
3.Наглядное пособие,
4.Методические копилки: «Консультации» «Работа с родителями», «Стихи», «Музыка», «Презентации »; «Фотоальбомы» и др.
5.Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
6.Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг).
Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.
В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:
- расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежныхкомпозиторов;
- способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
- развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.
На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы: восприятие музыки, пение музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в развлечения, например: «День народного единства».
6