СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Нравственное воспитание младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Нравственное воспитание младших школьников»»

«Нравственное воспитание младших школьников»


Автор: учитель начальных классов

МОУ СОШ №64,

Сальникова Алла Александровна



«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность»

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Свой доклад я начну с цитаты Белинского В.Г. Она говорит о том, что только через любовь мы можем воспитать настоящего человека. А кто такой воспитанный человек? Воспитанный человек - это личность, употребляющая в беседе выражения, интонацию и тон, располагающие к благожелательному общению. А что значит настоящего человека? По мнению Сухомлинского В.А. «Настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле в стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него»

И мы – педагоги, должны принимать непосредственное участие в том, чтобы разглядеть в каждом учащимся личность, научить его доброму, теплому отношению к людям, быть гуманным, проявлять свои положительные качества, учиться быть благородным, формировать моральные отношения не только к людям, но и к Родине, труду, способствовать приобретению положительных привычек. Все это в совокупности и есть нравственное воспитание.

Специфика нравственного воспитания в том, что его невозможно обособить, программировать, разрабатывать конкретные методы и средства воздействия. Это та красная нить, которая начинается с колыбели и проходит через все виды, ступени или стадии воспитания на протяжении всей жизни. «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» - так сказал К. Гельвеций французский литератор и философ.

Мы, учителя начальных классов начинаем воздействовать на ребенка воспитательно, когда он приходит в 1 класс, т.е в возрасте 6 – 7 лет. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи .

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Как сказал Толстой: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» Я считаю, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания я стараюсь организовать учение как коллективную деятельность, ставя познавательную задачу перед детьми как общую, для решения, которой нужен коллективный поиск.

Так, например, в первом классе знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. Знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем приступаю к их смысловым значениям: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет призрачной и обесцененной. Знакомя детей с народным языком, ввожу их в мир народной мысли, народной жизни, народного духа. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен. Знакомлю детей с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира.

«Воспитательная работа может идти только двумя путями — путем физического воспитания и путем эмоционального воспитания, т. е. воздействия на человеческое сердце, возбуждения в том, кого вы воспитываете, чувства негодования, радости, дружбы, ненависти и печали — всей гаммы различных страстей» - высказывание А. В. Луначарского. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости. Такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала чумой нашего времени. Об этом мы не только слышим, но и наблюдаем вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Эта злость не вселяется в них внезапно, она – результат нехватки положительного нравственного воспитания вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.