Тема выступления на педсовете: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
Цель: спроектировать урок открытия новых знаний в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
повторить типы уроков и структуру уроков, соответствующих ФГОС;
подробно рассмотреть урок открытия новых знаний;
проанализировать открытый урок.
Ход выступления
Орг. момент. Добрый день, уважаемые коллеги!
Мотивация познавательной деятельности.
Обратите внимание на слайд на слова американского философа Джона Дьюи
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи (слайд 2)
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем. (слайд 6)
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Предлагаю вам определить одно из важных условий современного урока.
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт» - в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Традиционный урок – Современный урок (слайд 7)
1. Доминируют фронтальные методы над индивидуальными.
2. Учитель сообщает ученикам тему урока.
3. Ученики осуществляют учебные действия по намеченному плану.
4. Учитель осуществляет оценивание работы учеников на уроке.
5. Цель и задачи урока формулируют сами ученики.
6. Ученики проводят самоанализ собственной деятельности на уроке.
7. Учитель в конце урока выясняет, что запомнили ученики.
8. Ученики выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных способностей.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно
распределить в четыре группы: 1).Уроки «открытия» нового знания; 2).Уроки отработки умений и рефлексии; 3).Уроки общеметодологической направленности; 4).Уроки развивающего контроля.
1. Урок открытия новых знаний.
2. Урок закрепления изученного.
3. Урок ознакомления с новым материалом.
4. Урок общеметодологической направленности.
5. Урок – контрольная работа.
6. Урок развивающего контроля.
7. Урок рефлексии
8. Урок обобщения и систематизации знаний и умений. (слайд 8)
Вашему вниманию для сравнения предоставляю посмотреть на типологию урока.
Типология урока (слайд 10)
Новая формулировка (ФГОС) | Старая формулировка |
Уроки "открытия нового знания" | Урок формирования знаний |
Уроки рефлексии | Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний |
Уроки методологической направленности | Урок обобщения и систематизации знаний |
Уроки развивающего контроля | Урок контроля знаний, умений, навыков Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Главная методическая цель урока при системно -деятельностном
обучении –создание условий для проявления познавательной активности
учеников. (слайд 11, 12)
Главная методическая цель достигается следующими путями.
план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический
материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации –коллизии.
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт.
Чему учить детей на современном уроке? (слайд 13)
Этим и другими вопросами задается, наверное, каждый учитель.
Во-первых, необходимо учить детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные задачи.
Во-вторых, учить детей осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности в соответствии с выбранными критериями.
В третьих, организовать учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач.
В четвертых, создать условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. (слайд 14)
Вспомним виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (слайд 15)
Поэтому признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. («могу»).
Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.
Вашему вниманию предлагаю ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
o Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
o Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
o Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
o Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
o Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
o Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
o Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса. (слайд 23)
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
6