Конспект урока
«Дом под крышей голубой».
Подготовила
Коваль Алла Владимировна
Кл. руководитель 1 «А» доп. класса
г. Новочеркасск 2023г.
Тема: «Дом под крышей голубой».
Тип урока. Развивающее, обучающее.
Вид урока. Окружающий мир.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей. Развитие речи. Социально – коммуникативное развитие. Художественно – эстетическое развитие.
Цель. Дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи:
Образовательные: учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с учителем, активно включаться в коллективную работу, оказывать помощь сверстнику в случае необходимости.
Развивающие: развивать внимание, связную речь детей при составлении небольших рассказов на тему: «Я путешествую на облаке».
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам по окружающему миру, экологии, прививать любовь к природе, умение сопереживать.
Методы:
Словесный (вопросы, объяснения)
Наглядный (рассматривание картинок)
Продуктивный (раскрашивание объектов)
Игровой (подвижная игра «Живая и неживая природа»)
Здоровьесберегающий (смена динамических поз, физминутка)
Приемы:
Организация детей на уроке
Активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации)
Обучение (обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности, использование демонстрационного и раздаточного материала)
Предварительная работа:
Наблюдение за неживой природой (облаками)
Рассматривание иллюстраций с живой и неживой природой
Чтение стихов, рассказов о природе
Материалы и оборудование:
Картинки с живой и неживой природой. Мольберты. Кукла Старичок – лесовичок, тетради, цветные карандаши. Компьютер, мультимедийное оборудование, слайды с картинками плывущих по небу облаков.
Этапы проведения занятия:
Вступительная часть (приветствие);
Основная часть (постановка проблемы, выполнение заданий, рефлексия);
Заключительная часть (ритуал прощания).
Предполагаемый результат.
Закрепить и систематезировать знания о живой и не живой природе.
Сформировать положительное отношение окружающему миру.
Содержание
Учитель читает стихотворение «Дом под крышей голубой»:
Словно крыша над землей,
Голубые Небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки, и леса,
И поляны, и цветы, и,
Конечно, я и ты.
(В. Орлов)
Учитель. Что такое природа?
Ученики. Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т.д.
Учитель. А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека).
Учитель. А машина есть в природе?
Ученики. Нет, потому что она сделана руками человека, а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездил человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
Учитель. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне разделить. На один мольберт поставьте Живую Природу, на другой – Неживую Природу.
Дети расставили и объясняют: живая природа – это то, что движется, растет, развивается, размножается и умирает.
Учитель. Дети, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришел Старичок – лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие – нет.
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если не природа, то почему так думают (потому что сделано руками человека). Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая).
Игра – физминутка «Живая и неживая природа». Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Учитель. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа.
Когда – то давным – давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, собирал растения для еды, ловил рыбу. Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолете и даже в космос.
Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему?
Ученики. Потому что человек не может прожить без природы (без воды, без Солнца, без растений, животных).
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
Учитель. А в классе у нас есть природа?
Ученики. Да, растения, вода, воздух, солнечные лучи.
Дети подходят к мольберту, где нарисованы два дома: дом природы, обычный дом, – и сравнивают.
Учитель. От чего в вашем доме бывает светло?
Ученики. Свет идет от лампы
Учитель. А что можно сравнить с лампой в природе?
Ученики. Солнце.
Учитель. Но Солнце не только светит, но еще и греет.
Ученики. Его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой или батареей.
Учитель. В природе идет дождь.
Ученики. В нашем доме есть душ.
Учитель. В природе ветер.
Ученики. В доме – вентилятор.
Учитель. В доме есть пол.
Ученики. В природе под ногами земля, почва.
Учитель. В доме на пол стелют ковер.
Ученики. На землей растет трава.
Учитель. В обычном доме есть каменные и деревянные стены.
Ученики. А в природе – горы и деревья.
Учитель. У нас горит пламя на газовой плите.
Ученики. А в природе огонь вырывается из вулкана.
Учитель. В природе выпадает снег, накапливается лед на вершинах высоких гор.
Ученики. А в обычном доме человек делает снег в холодильнике.
Учитель. В природе дикие животные.
Ученики. В обычном доме – домашние животные. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
Учитель. Ребята, раскрасьте контуры двух домов в тетради.
Объекты – аналоги закрашивают попарно. Сначала раскрашивают Солнце и лампу, затем – крышу и облака и т.д., то есть в том порядке, как шло объяснение.
Учитель. Читает стихотворение.
Облако за облаком
По небу гналось:
За облаком – мишкой –
Облако – лось.
А ветер гонит, гонит
Торопит облака:
То с налёта тронет,
То шевельнет слегка.
Ребята, мы с вами на прогулке наблюдаем за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.
На нашем воображаемом небе тоже плывут облака. На кого они похожи?
Дети фантазируют: на кого похожи облака и куда они отправляются. (Дети составляют рассказы о своем путешествии на облаке).
Учитель.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Освежить оно могло,
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
(В. Орлов)