- Посмотрите на экран, кого вы видите? - Ребята, дядя Федор выполнял задание и о чём-то задумался, давайте посмотрим над чем он задумался. - Ребята, на доске представлены слова: медведь, собака, дом, школа, ночь, звёздочка. -Помогите дяде Фёдору выделить части слова. Задание выполняем устно, отвечаем по цепочке, начинаем с.. (имя) - Я вижу, что у вас возникло затруднение в последнем слове, как вы думаете, какая часть слова не выделена? - Давайте обратим внимание, где стоит эта часть слова. Как вы думаете, как мы можем назвать эту часть слова? - Давайте разгадаем ребус. Получается слово "суффикс" -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ВЫПИСАТЬ НА ФЛИПЧАРТЕ ТЕМУ. -Давайте сформулируем цель нашего урока. - Цель урока: научиться находить в словах суффикс, выделять его и изменять с помощью него слова. - Давайте определим план урока. Каким будет первый пункт плана? Каким будет второй пункт плана? Каким будет третий пункт плана? - План: 1. Мы узнаем, что такое суффикс; 2. Научимся находить суффикс в словах; 3. Научимся преобразовывать слова используя суффиксы. | -Кот Леопольд -Затрудняются в слове звёздочка -После корня. - Слово «суффикс». -В суффиксе -Тема урока: Суффикс -Учащиеся формулируют цель. |
Парная работа: Для того чтобы выполнить первый пункт плана, вам нужно поработать в парах. 1) Перед вами представлено определение, в котором пропущены слова. Ваша задача из букв, которые лежат на парте составить недостающее слово из определения. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. -Но перед началом выполнения задания, давайте вспомним правила работы в парах: - работать должны оба; -один говорит, другой слушает; -если не понял, переспроси. -Выполняйте! На выполнение минута. Давайте проверим выполненное задание, назовите слова, которые у вас получились, подношу к документ камере листочек с готовым заданием, давайте хором прочитаем определение. Что такое суффикс? Выделяют суффикс в словах следующим образом: .... (выписываю на флепчарте). -Давайте вернёмся к нашему плану урока и посмотрим, какой пункт плана мы выполнили. -Молодцы, мы выполнили первый пункт плана. Групповая работа: - Для того чтобы выполнить второй пункт плана, вам нужно поработать в группах. 2) Перед вами на досках две группы слов, ваша задача найти и выделить в представленных словах суффикс. 1. Слова: травка, травинка, травушка (на интерактивной панели) 2. Слова: лесок, лесной, лесник (на интерактивной доске) Но перед началом выполнения задания, давайте вспомним правила работы в группах: -работайте вместе; -учитывайте мнение друг друга; -если не понял, переспроси товарища. - Скажите, как мы работаем с интерактивным оборудованием? -Приступайте к выполнению, время работы 1 минута. -Давайте проверим, что у вас получилось. Вторая группа оценивает первую, первая, оценивают вторую. (поднимают пальчик вверх). -Давайте вернёмся к нашему плану урока и посмотрим какой пункт плана мы выполнили. - Молодцы, мы выполнили второй пункт плана. Индивидуальная работа: 3) Ребята, для того чтобы нам выполнить третье задание, внимательно посмотрите на таблицу, все суффиксы представленные в первой колонке придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок. Например: рыба-рыбка, суффикс К. Суффиксы | Значение | Пример | -к- -ик- -ек- -ок- -ёк- -еньк- -оньк- -ечк- -очк- -ушк- -юшк- -ышк- | Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок | Рыба-рыбка Ключ – ключик Замок-замочек Друг – дружок Уголь-уголёк Малый-маленький Сухой-сухонький Ваня – Ванечка Игла-иголочка Дед-дедушка Поле-полюшко Солнце - солнышко | Сейчас перед вами представлено задание. Вы работаете индивидуально. Ваша задача: преобразовать слова, добавив к ним суффикс. - Перед выполнением задания проверьте, чтобы ваша спинка была прямой. Слова: лиса, кот, мышь, лягушка, дед, волк. -На выполнение вам 1 минута, приступайте! -Давайте проверим, что у вас получилось. Оцените работу друг друга. (поднимите пальчик вверх). -Давайте вернёмся к нашему плану урока и посмотрим, какой пункт плана мы выполнили. - Молодцы, мы выполнили последний пункт нашего плана. -Давайте вернёмся и поможем дяде Фёдору выполнить задание. Итак, как называется часть слова, которую мы с вами не выделили в слове звёздочка? Назовите в слове суффикс. Что он обозначает? (придает слову уменьшительно ласкательный оттенок) -Кто помнит, какая была цель нашего урока? -Посмотрите на слайд и каждый ответьте на вопросы: -Я научился…. -Я узнал…. -Я понял… -Хорошо, молодцы. | Выполняют в парах, выходят к доске один из пары и стирает недостающее слово. Возвращаемся, зачитывают какой пункт плана мы выполнили. Выполняют в группах на двух разных досках Возвращаемся, зачитывают какой пункт плана мы выполнили. Проверяют Выполняют. Аккуратно, работаем стилусом, руками не касаемся. Вернулись и разобрали слово по составу, нашли и выделили суффикс. Отвечают Лиса-лисёнок, кот – котенок, мышь-мышонок, лягушка – лягушонок, дедушка, волк-волчонок. |