ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 156 ИМ. Б.И. РЯБЦЕВА»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от 23.08.2018г | Утверждаю: _________________ Директор школы О.Н. Зудихина Приказ от 01.09.2018г № _______ |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Готов к труду и обороне»
Возраст обучающихся с 10 лет
Срок реализации программы -1 год
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Автор-составитель программы:
Суворова Ольга Павловна –
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2018 г.
Пояснительная записка.
Организационно-педагогические условия.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Система дополнительного образования помогает становлению личности ребенка, способствует самоутверждению, получению знания в интересующей области. Дополнительные общеобразовательные программы, находясь в тесном «переплетении» с учебными предметами, позволяют системно подойти к интеллектуальному, нравственному, физическому развитию ребенка.
Спорт представляет собой те виды деятельности, которые обладают практически неисчерпаемым потенциалом. «Занятия спортом помогают развивать не только тело, а прежде всего ДУХ» - так говорит Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Дух – это сочетание нравственных, физических, моральных качеств личности. Именно на духовное и физическое совершенствование, умение преодолевать трудности, работать в команде направлена данная общеобразовательная программа, которая предусматривает поэтапное развитие обучающихся с учетом их возрастных особенностей и ведущих видов деятельности. Она призвана помочь школьнику достигнуть самоэффективности, расширить кругозор.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду иобороне» (ГТО) — это нормативная основа физического воспитаниянаселения страны, нацеленная на развитие массового спорта.
Предложение ввести всесоюзные испытания «Готов к труду иобороне» поступило в 1930 году, а ещё через год был сформированпервый комплекс ГТО, включавший 21 норматив.
Возродили комплекс «Готов к труду и обороне» в 2014 году. Был утвержден новый перечень испытаний, разработаны нормативы, атакже дизайн знаков отличия. Их три: золотой, бронзовый,серебряный.
Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
Направленность дополнительной образовательной программы: физкультурно-спортивная программа создана на основе:
-закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. № 329 ФЗ;
- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41;
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих:
Программы физкультурно-спортивной направленности, как правило, носят ярко выраженный спортивный характер. В данной программе происходит интеграция воспитания и обучения через физическое самосовершенствование.
Актуальность данной программы связана с развитием и ростом популярности направления ГТО в нашей стране и определяется спросом со стороны родителей и детей на организованные занятия физкультурой.
Целью программы является выявление и развитие способностей каждого занимающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Задачи программы:
Образовательная
Освоение основ техники легкой атлетики, гимнастики, плавания и т.д. в процессе регулярных учебно-тренировочных занятий
Воспитательная
Воспитание личностных качеств учащихся.
Развивающая
Освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков.
Укрепление здоровья, физического развития и подготовленности учащихся.
Программа составлена для обучения на физкультурно-спортивном этапе и предусматривает:
• проведение теоретических и практических занятий;
• выполнение учебного плана;
• сдачу контрольно-переводных нормативов;
• участие в играх (игровая подготовка).
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 8 лет.
К освоению программы допускаются лица без предъявления требований к уровню образования, физической подготовки и при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий волейболом.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана согласно учебному плану на 72 часа. Физкультурно-спортивные занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия рассчитывается в академических часах (один академический час равен 40 мин.). Образовательный процесс включает в себя следующие разделы подготовки: теоретическую, общую и специальную физическую подготовку, техническую и тактическую подготовку, игровую подготовку.
Организационно-педагогические условия.
Организационно – педагогические условия реализации программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Формы организации образовательного процесса: теоретические и групповые практические занятия, учебно-тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом возрастных и гендерных особенностей, учебно-тренировочные занятия по подготовке и сдаче контрольных нормативов, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, в соответствии с годовым учебным планом, календарным учебным графиком и календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Воспитание и обучение ведется на государственном языке Российской Федерации – на русском языке.
Учебно-тренировочные занятия по волейболу проводятся в соответствии с учебным планом, рассчитанным на 36 недель.
Учебный план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Формы промежуточной аттестации |
| Теоретическая подготовка | 6 | 6 | | собеседование |
| Общая физическая подготовка | 30 | 5 | 25 | |
| Специальная физическая подготовка | 28 | 4 | 24 | |
| Сдача нормативов | 8 | | 8 | практикум |
Итого: | 72 | 15 | 57 | |
Календарный учебный график по программе «волейбол»
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
недели | 1-3 | 4-10 | 11-17 | 18-30 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-29 | 1-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 1-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-31 |
часы | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
8-14 | 15-21 | 22-28 | 1-4 | 5-11 | 12-18 | 19-25 | 1-4 | 5-11 | 12-18 | 19-25 | 26-31 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-29 | 1-6 | 7-13 | 14-20 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, в соответствии с годовым учебным планом, календарным учебным графиком и календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые занятия.
Содержание
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Значение двигательной активности в укреплении здоровья, физического развития.
Сведения о строении и функциях организма человека. Взаимодействие органов и систем человека. Режим дня и питание. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений. Закаливание.
Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, местам занятий и оборудованию.
Техника безопасности. Профилактика травматизма. Доврачебная помощь пострадавшим.
История развития ГТО.
Правила приема нормативов; терминология и жестикуляция.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения.
Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Остановка. Шаг на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнение для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами (медицинболами) – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении. Упражнения в парах и в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями, штангой: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание. Упражнения со скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 метров. Кроссы от 1000 до 3000 метров (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-минутный бег. Метание мяча на дальность и в цель.
Спортивные игры: мини-футбол, баскетбол.
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу рывки на 5-10 метров из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «день и ночь», «вызов», «вызов номеров», «рывок за мячом» и т.д. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед и т.п.) Бег с изменением направления (до 180градусов). Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или другом направлении и т.д. «Челночный бег « (туда и обратно): 2 по10 м, 4 по10 м, 4 по 5 м, 2 по15 м и т.п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, обратно - спиной вперед и т.п. Бег с «тенью» (повторение движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с изменением направления). То же, но с ведением мяча. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например: остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью. Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т.д.). Двухсторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же, выполняя в прыжке поворот на 90-180 градусов. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом по мячам, подвешенным на разной высоте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, равновесие при катании на коньках. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Подвижные игры типа «живая мишень», «салки мячом», «ловля парами» и другие. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами (медицинболами). Упражнения на тренажерах.
Формы аттестации
Формами контроля являются промежуточная и итоговая аттестация. Аттестации проходят в форме тестирования и сдачи контрольных нормативов.
Аттестация позволяет оценить уровень развития способностей и личных качеств учащегося и их соответствия прогнозируемым результатам программы.
Целью проведения аттестации, учащихся является оценка уровня освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы по ГТО.
Задачи аттестации:
- определение уровня теоретической подготовки учащихся;
- выявление степени сформированности практических умений и навыков учащихся;
- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы;
- внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности.
Сроки проведения аттестации учащихся устанавливаются в соответствии с календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация проводится в декабре-январе, итоговая аттестация в конце учебного года по графику.
Оценочные материалы
Контрольно-оценочная деятельность в рамках промежуточной и итоговой аттестации.
Целью промежуточной аттестации является:
- проверка соответствия общей физической подготовки обучающихся требованиям настоящей программы;
- диагностика уровня освоения образовательной программы обучающимися.
Основными критериями оценки являются: регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических и умений по основам физической подготовки. Для детей 10 лет оценивается индивидуальная динамика уровня физической подготовленности без учета контрольных нормативов. Сдача контрольных нормативов проводится во время учебно-тренировочного занятия, полностью посвященного определению уровня физической подготовленности.
Оценка уровня знаний по теоретической подготовке.
Контроль уровня знаний по теоретической подготовке проводится в форме устного опроса одновременно со всей группой. Учащимся задаются вопросы на которые они должны дать краткий однозначный ответ. Оценивание происходит по системе: «зачет» или «не зачет».
Тестовые задания для оценки уровня физической подготовки.
Уровень физической подготовки оценивается по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести.
Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6 набивным мячам (медицинболам), расположенным на волейбольной площадке. Местом старта служит набивной мяч (медицинбол) «А», расположенный за серединой лицевой линии. В исходном положении высокого старта ступни ног за линией по команде «Марш!» учащийся касается рукой стартового мяча и начинает движение к мячу 1. Коснувшись рукой мяча, он возвращается к мячу «А» и после касания его направляется к мячу 2 и т. д. Учитывается лучший результат из двух попыток.
Динамическая сила оценивается посредством броска набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места. В исходном положении набивной мяч удерживается двумя руками на уровне пояса. По команде «Можно!», обучающийся из полуприседа взмахом рук с мячом выпрыгивает и заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается лучший результат из трех попыток.
Для оценки прыгучести на стене в определенном месте зала делают метрическую разметку высотой 250—270 см для определения высоты поднятой руки, а к баскетбольному щиту прикрепляют маркированный лист картона, на котором отмерено расстояние от пола.Учитывается лучший результат из трех попыток.
Контрольные нормативы
по общей физической представлены в таблице:
№ | Упражнение | 6-8 лет | 9-10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 18 лет |
1. | Бег 30 м. (сек) | 6,0 | 5,5 | 5,1 | 4,9 | 4,7 | 4,6 | 4,4 | 4,3 | 4,2 | 4,1 |
2. | Прыжок в длину с/м (см) | 100 | 130 | 140 | 150 | 170 | 190 | 195 | 210 | 220 | 215 |
3. | Бег 500 м (до 8 лет) 1000 м | 4,00 | 6,0 | 5,30 | 5,30 | 5,0 | 5,0 | 4,50 | 4,50 | 4,50 | 4,50 |
1)Бег 30 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей)
Тестирование проводится в спортивном зале. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт.
2)Прыжок в длину с места. Участник встает возле линии отталкивания, принимает исходное положение и выполняет прыжок. Результат определяется по ближайшей к линии отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью тела с точностью до 1 см. Разрешается 3 попытки, в зачет идет лучшая. Результат не засчитывается в следующих случаях: заступ за линию и ее касание при отталкивании, отталкивание происходит не двумя ногами одновременно, а поочередно, прыжок выполнен с подскока.
3) Бег 500 м, 1000 м испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
Контрольные нормативы
по специальной физической подготовке представлены в таблице:
№ | Упражнение | 6-8 лет | 9-10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 18 лет |
1. | Челночный бег 5х6 м. (сек) | 12 | 11,2 | 11 | 11 | 10,8 | 10,6 | 10,3 | 10,3 | 10,2 | 10 |
2. | Метание набивного мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы стоя (см) | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 |
1. «Челночный» бег 5х6 м . «Челночный» бег, передвижение приставными шагами.
2. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения учебно-тренировочных занятий по волейболу на спортивно-оздоровительном этапе, необходимо:
- класс для проведения теоретических занятий;
- универсальный зал с перечнем оборудования:
утяжелители «Барс Стандарт» 1кг. , 200гр., 500гр., гантели от 1 кг. до 5 кг., мячи футбольные, секундомер, медицинбол от 1 до 5 кг., скамейка гимнастическая, скакалки 2,8м. и 2,5м, гимнастические маты
Методическое обеспечение программы.
№ | Тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Теоретическая подготовка | Традиционное занятие | лекция | таблицы, схемы, плакаты, мультимедийные материалы | Интерактивное оборудование | собеседование |
2 | Общая физическая подготовка | Практические занятия | Рассказ-показ | планшетка | инвентарь | еоллективная |
3 | Специальная физическая подготовка | Практические занятия | Рассказ-показ | | | коллективная |
6 | Контрольные испытания | Практические занятия | | | | соревнования |
Список литературы
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и тренеров-преподавателей/В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.В.Маслов. – М.: Просвещение, 2013. – 112с.
Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана.-М., 1998.
Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов - М, 2004г.
Развитие физических качеств и функциональных возможностей средствами волейбола. / учебное пособие Е.Ю. Коротаева. – М.; Проспект, 2018
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский цент «Академия», 2000. — 480 с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.