СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя Родина»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя Родина" направлена на работу со школьниками 10-17 лет по направлению: музейная, туристско-краеведческая деятельность. Программа реализуется в условиях школьного историко-краеведчекого музея, имеет целью - формирование духовно-нравственных качеств школьников, воспитание патриотических качеств подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя Родина»»

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №3»









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Моя Родина»



























Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Белоусова Ирина Ягофаровна


2017-2018г.

Пояснительная записка

Общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Моя Родина» составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Белоусовой И.Я. с учетом требований, предъявляемых к образовательным программам, согласована с программой развития школы. В программе отражены основные направления Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции военно-патриотического воспитания, одобренной координационным Советом при Президенте России. Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения:

I год – 144 часа: 2 раза в неделю по 2 часа.

II год – 216 часов: 3 раза в неделю по 2 часа.

III год - 216 часов: 3 раза в неделю по 2 часа.

По 1 часу в каждой группе выделено для индивидуальной деятельности (при подготовке проектной, исследовательской работы, другого вида деятельности).

Программой предусмотрено проведение:

- практических работ: 1 год обучения - 13; 2 год – 14; 3 год – 13

- экскурсий: 1 год обучения - 13; 2 год – 13; 3 год – 12

- презентаций: 1 год обучения - 5; 2 год – 5; 3 год – 5

- выставок: 1 год обучения - 3; 2 год – 4; 3 год – 5

Программа имеет целью воспитание и социально – педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России и способствует решению следующих задач изучения:

- обеспечивать готовность и способность к духовному развитию, нравственному

самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально –

ответственному поведению;

- формировать мораль как осознанную личностью необходимость определенного поведения, основанную на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- обеспечивать принятие личностью духовных традиций народов, проживающих на территории России;

- обеспечивать осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;

- прививать духовную, культурную и социальную преемственность поколений; развивать

чувство патриотизма и гражданскую солидарность;

- учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности;

- формировать навыки музейной культуры, восприятие музейной терминологии;

- обеспечивать сохранность имеющихся музейных экспонатов, методической литературы; пополнение фондов.

Обучение по программе «Моя Родина» играет важную роль, как в практической, так и духовной жизни общества.

Программа историко-краеведческого центра «Моя Родина» помогает реализовать ключевую идею одного из положений Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен необходимостью изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей Родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина своей страны. Данная программа позволяет передать ребенку знания поколений, приобщить его к культуре своего края, коренных народов своей малой родины, к народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей, сохранить связь времен и поколений.

Программа является эффективным средством формирования патриотизма и гражданственности у учащихся, связующим звеном дополнительного образования и учебно-воспитательным процессом через школьный музей, адаптирована для уровня сознания школьников среднего и старшего возрастов.

Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия, поэтому программа «Моя Родина» осуществляется через деятельность музея.

Основной учебной базой для проведения занятий является школьный музей, располагающий полноценной многотемной экспозицией, ведущей разнообразную учебную и культурно-просветительскую деятельность среди учащихся школы, родителей, жителей микрорайона и тесно связанной с учебно-воспитательной работой в школе.

Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке участников школьного музея. Экскурсионная пропаганда в школе тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой. В содержании тем программы просматривается интеграция с такими учебными предметами, как культура народов Ямала, литературное краеведение, география, история, музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.

Предметные результаты реализации программы.

Практическая полезность курса «Моя Родина» обусловлена тем, что обучающийся научится:

- узнавать, воспринимать, описывать, оценивать предметы народных промыслов и

эмоционально передавать свое отношение к ним;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить влияние этих

отношений на природные объекты;

- называть традиционные занятия коренных жителей округа, описывать качества людей,

занятых в этой деятельности;

- называть традиционные праздники народов Севера, их характерные особенности;

-называть наиболее распространенные профессии нашего края и описывать качества людей этих профессий;

- обучающийся получит опыт участия в организации и проведении праздника народов Ямала;

- обучающийся получит первичный опыт составления родословной;

- обучающийся получит первичный опыт участия в организации и проведении выставок,

презентаций, защиты проектов, тематических бесед, экскурсий для младших, опыт публичного представления результатов исследовательской работы;

- обучающийся получит опыт участия в социально значимых акциях.


Метапредметные результаты реализации программы.


Обучение по программе «Моя Родина» даёт возможность:

- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;

- развивать у обучающихся умение ставить цели и планировать свои действия в

соответствии с поставленной целью;

- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и внутренним

критериям;

- проявлять инициативу в сотрудничестве с одноклассниками;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- проводить исследовательскую работу и представлять её результаты;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поисковых и творческих

заданий;

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в игровой и творческой деятельности;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Новизна данной программы определяется использованием краеведческого материала



Обучающийся получит возможность:

- изучить историю образования и развития Ямало-Ненецкого автономного округа, города

Ноябрьск, МБОУ «СОШ» №3;

- научиться воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства коренных

жителей Ямала, участвовать в обсуждении их эмоционального воздействия на человека;

- изучить отличительные особенности праздников народов Севера;

- участвовать в организации и проведении праздников в школьном музее.



При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно ориентированного подхода, проектной и исследовательской деятельности.



Особенности организации учебного процесса.

Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и направлено на реализацию различных форм её организации. В ходе занятий проводятся беседы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, ролевые игры, уроки фантазирования, деловые игры, викторины, уроки творчества, уроки путешествия, рисование - все это позволяет сделать деятельность интересной, увлекательной для детей.

Учащиеся ведут наблюдения за природой и общественной жизнью с помощью учителя и родителей. Занятия проводятся на улице, в классе, музее.

Работа направлена на то, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, играть, выражать чувство сострадания, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная деятельность):

  • Беседы

  • Классный час

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по памятным местам


Практические занятия (внеурочная, внешкольная деятельность):

  • Праздники

  • Викторины

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Творческие проекты, презентации


Ценностные установки:

- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

- родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.



Учебно-тематический план

I год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Моя семья».

16

8

8

2.

«Микрорайон».

16

15

1

3.

«Наша школа»

12

10

2

4.

«Страна под названием Север»

16

14

2

5.

«Традиционные средства передвижения коренных народов Ямала».

16

13

3

6.

«Памяти павших сынов».

16

11

5

7.

«Обряды коренных народов».

20

14

6

8

«Здравствуй, солнце!»

16

13

3

9

«Это надо живым».

16

14

2

ИТОГО:

144ч

112ч

32ч

II год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Природа и человек».

12

5

7

2.

«История музейного дела».

12

8

4

3.

«Первые шаги в мир культуры».

24

22

2

4.

«Страна под названием Север».

18

15

3

5.

«Мой край»

24

20

4

6.

«Праздники тундры и тайги».

24

22

2

7.

«Я – гражданин России, я – гражданин Ноябрьска».

24

18

6

8

«Жизнь и быт коренных народов Севера. Хозяйственная деятельность».

30

26

4

9

«Традиционная одежда и обувь».

24

20

4

10

«Склоняют низко головы потомки».

24

12

12

ИТОГО:

216ч

168ч

48ч

III год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Наша школа»

20

5

15

2.

«Учителями славится Россия»

12

4

8

3.

«Ученики – гордость школы»

10

8

2

4.

«История музейного дела».

12

12

0

5.

«Экспозиционная деятельность»

20

6

14

6.

«Коллекционирование – дело серьезное»

20

14

6

7.

«Культура народов Ямала»

32

20

12

8.

«Я – гражданин России, я – гражданин Ноябрьска».

30

20

10

9.

«Склоняют низко головы потомки».

26

14

12

10.

«Ради жизни на земле»

34

12

22

ИТОГО:

216ч

115ч

101ч



Содержание программы

Содержание основной работы экспозиции «Память»

Задачи:

  • Собрать материалы о погибших земляках в Афганистане, Чечне.

  • Систематизировать собранный материал и оформить экспозицию.

  • Сохранять память и приумножать традиции школы по патриотическому воспитанию.

  • Подготовить материал для создания городской «Книги Памяти» о погибших в Чечне ноябрьских мальчишках по теме «У каждого времени – свои герои».

Проведение традиционных мероприятий:

12 декабря – традиционный городской День Памяти по погибшим в Чечне;

15 февраля – «Афганские встречи»;

9 Мая – операция «Доброе утро, ветеран!»;

22 мая – День Памяти в школе по погибшим в Афганистане, Чечне землякам.

  1. Обзор литературы.

  2. Организация встреч с родными, друзьями и учителями погибших.

  3. Посещение военкомата.

  4. Оформление стендов действующей экспозиции.

  5. Акции возложения цветов у памятных мест.

  6. Конкурс сочинений, рисунков, плакатов, выпуск тематических школьных газет, газеты «Наш голос».

  7. Подготовка и проведение экскурсий активом музея.

  8. Просмотр видеофильмов, прослушивание аудиокассет. Дискуссия по итогам просмотренного материала.

  9. Изготовление подарков матерям погибших ребят в Афганистане, Чечне. Поздравление матерей с праздниками.

  10. Проведение акций по сбору средств солдатам, проходящим службу в Чечне.

Содержание основной работы экспозиции «Мой край»

Задачи:

  • Формировать творческий подход к поисково-краеведческой деятельности.

  • Прививать интерес к изучению истории родного края, обычаям и традициям коренных народов Севера.

  • Воспитывать чувство любви к родному краю.

  1. Сбор материала по краеведению: одежда северных народов, предметы быта, изделия декоративно-прикладного искусства, домашняя утварь, чучела птиц и животных.

  2. Посещение городской библиотеки краеведения, подбор материала из газет и журналов. Обзор литературы. Систематизация материалов.

  3. Оформление стендов.

  4. Разработка и проведение экскурсий по данной экспозиции.

  5. Сбор природного материала, оформление гербариев. Сбор коллекции камней, их классификация. Изготовление поделок из собранного материала.

  6. Посещение музеев краеведения: п. Русскинская, Тарко-Сале, Самбург.

  7. Сочинения учащихся о родном крае, конкурс рисунков, стихотворений. Выпуск тематических школьных газет, газеты «Наш голос».

  8. Написание исследовательских работ.

  9. Фотовыставка на тему «Красота родного края».

  10. Знакомство с культурой, обычаями, традициями северных народов. Инсценирование сказок.

  11. Встреча с известными людьми города, края.

  12. Сбор материала о памятниках города. Экскурсии.

  13. Просмотр видеофильмов из серии «Живи и здравствуй, Ямал!», о нашем городе. Дискуссии.

  14. Участие в городских мероприятиях и конкурсах, проводимых в рамках фестиваля «Восхождение к истокам».

  15. Участие в городских традиционных Лапцуевских чтениях.

Содержание основной работы экспозиции «История школы»

Задачи:

  • Знакомить учащихся с историей школы.

  • Воспитывать чувство уважения к профессии учителя.

  • Сохранять и приумножать традиции школы.

  1. Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, воспоминания.

  2. Организация встреч с ветеранами школы.

  3. Оформление стендов, разработка экскурсий по данной экспозиции.

  4. Подготовка экскурсоводов. Проведение экскурсий.

  5. Конкурсы сочинений, стихотворений о школе. Выпуск тематических школьных газет, газеты «Наш голос».

  6. Поздравление с праздниками: День учителя, юбилеями и др.


Методическое обеспечение программы

При организации процесса обучения в рамках данной программы предлагается применение технологии сотрудничества, личностно-ориентированных технологий,

которые отражаются:

- в принципах обучения: занятия с детьми организуются с учетом индивидуальных особенностей, в доступной форме, с учетом преемственности и результативности;

- в формах и методах обучения: на занятиях используются групповые и дифференцированные формы организации деятельности детей, а так же индивидуальная работа. Занятия проводятся не только в стандартной форме, но и в нетрадиционной форме - конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.п.

- в методах контроля и управления образовательным процессом: наглядность и анализ результатов работы, результатов тестирования, конкурсов и соревнований и т.д.

- в средствах обучения: все необходимое для организации занятий оборудование, материалы и инструменты в музее есть.

Основные формы учебного взаимодействия, используемые на занятиях - индивидуальные, групповые и парные. Пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и смешанного состава.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио-, видео- и музыкальные записи, тексты литературных художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, и др.

Промежуточная аттестация проводится в форме презентаций, индивидуальных выставок, «листа самооценки»; «конечного продукта» творческой деятельности (выставка творческих работ: рисунки, модели, поделки, стенные газеты; музыкальное шоу, инсценировка; викторины, защита проекта и др.). Итоговый контроль за уровнем сформированности универсальных учебных действий может быть представлен оценочным листом, включающим самооценку обучающегося и оценку педагога.



Литература

        1. «Мой край»: история, современность, будущее. Материалы региональной научно-

практической конференции. г. Салехард, 2000

        1. Т.Н.Панкратова, Т.В.Чумалова. «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики».

Москва 2000г.

        1. А.Д. Тельчаров. Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры.

СПб: 1997. Основы музейного дела  Издательство: Омега-Л, 2005 г.

        1. Е. Г.    Ванслова Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие

Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

        1. И.Ю. Протащук. Введение в генеалогию (родоведение). Учебное пособие. Издательство

«Хэтер», Казань, 2009, 192с.

        1. И.А. Тисленкова. Гражданско-патриотическое воспитание. Издательство «Учитель»,

Волгоград, 2007

        1. Н.В. Лукина, О.М. Рындина. Источники по этнографии Западной Сибири. Издательство

Томского университета, Томск, 1987

        1. Б. Карпов, О. Смирнов. Кавказский крест. Издательство «Война и мир», Москва, 1997

        2. И. Коц. Книга Памяти. Редакционно-издательский центр «Комсомольской правды»,

Москва, 1996

10. Г.Я. Поклонская, Колесникова Е.К. Книга Памяти Пуровского района. Издательство

«Баско», Пуровский район ЯНАО, 2000

11. А.В. Овсянников, А.И. Плесовских. Ноябрьск и ноябрьцы. Издательство «Книга», 1992

12. Л.В. Хомич. Ненцы. Издательство «Русский двор», Санкт-Петербург, 1995

13. И.А. Пашкович. Патриотическое воспитание. Издательство «Учитель», Волгоград, 2006

14. Т. Галкина, Р. Пелымская. Помним тебя, сынок… Издательство «Вектор Бук», Тюмень,

2001

  1. Л.В. Хомич, С.И. Ириков, Г.Е. Аюпова. Тазовские селькупы. Издательство «Просвещение», Санкт-Петербург, 2002

  2. Г.П. Харючи. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Издательство Томского университета, Томск, 2001


Литература для обучающихся:

  1. Коваль М.Ю.    Дети в музее: размышления психолога. – М.:1989.

  2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Карапуз, 2000.

  3. Полякова Т.П. «Как делать музей?» М.: 2003

  4. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб: 2003.

  5. Энциклопедия. Народы России. Праздники, обычаи, обряды. М. «Росмэн», 2012


Электронные ресурсы


http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн энциклопедия Кругосвет.