| муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение «Полесская средняя общеобразовательная школа» г. Полесск ул. Шевчука, дом 10, телефон/факс: 8-401-58-3-53-65 |
Администрация муниципального образования
«Полесский городской округ»
СОГЛАСОВАНО На заседании Научно-методического Совета МАОУ «Полесская СОШ» протокол №1 от _________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Полесская СОШ» ______________ С.А. Головачёв Приказ № _____ от ______2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
Возраст учащихся: 12-14 лет
Срок реализации программы: 2019-2020 уч.год
Составил:
учитель физической культуры 1 категории
Шварцман Ольга Юрьевна
г. Полесск
Полесский ГО
Калининградской области
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
-Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;
- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30–51–197/20.
- ФЗ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
- Учебного плана МАОУ «Полесская СОШ» 2019-2020г
Настоящая рабочая программа дополнительного образования предназначена для учащихся 6-7 классов МАОУ «Полесская СОШ» составлена на основе комплексной программы физического воспитания.
Занятия в группах дополнительного образования секции проводится в форме игр и практикумов.
Количество часов в год на реализацию программы – 68 часов, 2 часа в неделю.
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Данная программа разработана для реализации в школе. Она предусматривает выполнение учащимися нормативов по спортивным играм, участие во внутри школьных, районных и областных соревнованиях.
Актуальность:
Настольный теннис и баскетбол –увлекательные и зрелищные виды спорта. Своей доступностью, простотой, азартом игры из развлечения в детском возрасте превращается в сложную технически и тактически игру, требующую высокой общей и специальной физической подготовки в юношеском возрасте.
Данная программа направлена на приобщение к популярным играм приобретение детьми теоретических знаний и практических навыков, и умений играть в настольный теннис и баскетбол
Актуальность программы заключается не только в физическом развитии детей и в ведении ими здорового образа жизни, развитии координации движения, внимания и других жизненно важных качеств.
Новизна и оригинальность программы «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этими видами спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться с «нуля» детям, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека
Для учащихся посещающих и принимавших участие в реализации программы «Спортивные игры» ставятся задачи:
содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями; укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по ГТО, закаливание организма.
Цель: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности. Привитие любви к коллективным видам деятельности.
Задачи дополнительного образования:
- осуществление контроля за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности.
- овладение общеразвивающими физическими упражнениями, умением использовать их в режиме рабочего дня, активного отдыха и досуга.
- воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в игровой деятельности.
- воспитание умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- изучение правил игр;
- развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, выносливости)
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- формирование стойкого интереса к занятиям.
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК ЗАНЯТИЙ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
Вид программного материала | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по планированию |
Баскетбол | 34 | 34 |
Настольный теннис | 34 | 34 |
Итого | 68 | 68 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по дополнительному образованию.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по дополнительному образованию являются:
- умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБНОСТИ.
Подвижные игры.
Играть в подвижные игры с элементами мини-футбола, волейбола, баскетбола.
Элементы баскетбола Стойки и перемещения игрока. Ловля и передача мяча на месте и в движении, ведение мяча на месте и в движении. Броски в кольцо с места и в движении. Игра в баскетбол.
Элементы настольного тенниса Перемещения игрока, различные упражнения с мячом и ракеткой, подачи мяча, удары по мячу справа, слева. Свободная игра на столе. Игра на счет из одной, трех партий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Количество часов |
| Баскетбол | 34 |
1 | ТБ на занятиях по баскетболу. Стойка, остановка и передвижение игрока. | 1 |
2 | Школа мяча.(мячи теннисные) | 1 |
3 | Школа мяча.(мячи баскетбольные) | 1 |
4 | Ловля и передача мяча на месте, двумя руками от груди. | 1 |
5 | Ловля и передача мяча на месте и в движении двумя руками от груди. | 1 |
6 | Ведение мяча на месте и в движении. | 1 |
7 | Ведение мяча на месте и в движении. | 1 |
8 | Обучение технике броска в кольцо с боку. | 1 |
9 | Повторение техники броска в кольцо с боку. | 1 |
10 | Совершенствование техники броска в кольцо с боку. | 1 |
11 | Ведение мяча в движении правой (левой) рукой. Броски в цель (кольцо). | 1 |
12 | Ведение мяча в движении удобной рукой. | 1 |
13 | Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Бросок мяча из-под кольца. | 1 |
14 | Прикладные эстафеты | 1 |
15 | Ведение мяча в движении удобной рукой. | 1 |
16 | Прикладные эстафеты с мячом | 1 |
17 | Техника владения мячом (ловля мяча двумя руками на уровне груди мяча). Бросок с двух шагов. | 1 |
18 | Техника владения мячом (ловля мяча двумя руками на уровне груди мяча). Бросок с двух шагов | 1 |
19 | Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
20 | Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
21 | Действие одного защитника против двух нападающих. Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Передача мяча в тройках в движении. | 1 |
22 | Развитие силовых качеств. | 1 |
23 | Основы судейской технологии. Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Бросок мяча из-под кольца в прыжке. | 1 |
24 | Передачи мяча в движении в тройках. | 1 |
25 | Передачи мяча в движении в тройках. | 1 |
26 | Техника передвижения. Техника владения с мячом. Игра 2 на 2 на одно кольцо. | 1 |
27 | Техника передвижения. Техника владения с мячом. Игра 3 на 3 на одно кольцо. | 1 |
28 | Техника передвижения. Техника владения с мячом. Игра 3 на 3 на одно кольцо. | 1 |
29 | Техника защиты (техника передвижений). Передача в парах в движениях. Игра три на три | 1 |
30 | Противодействие выходу на свободное место для получение мяча. Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двух игроков(подстраховка) | 1 |
31 | Игра в баскетбол без ведения мяча | 1 |
32 | Игра в баскетбол | 1 |
33 | Игра в баскетбол | 1 |
34 | Игра в баскетбол | 1 |
| Настольный теннис | 34 |
35 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 |
36 | Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками | 1 |
37 | Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений | 1 |
38 | Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений | 1 |
39 | Выполнение упражнений с мячом и ракеткой | 1 |
40 | Тренировка ударов у тренировочной стенки. | 1 |
41 | Тренировка ударов у тренировочной стенки. | 1 |
42 | Выполнение ударов у стенки | 1 |
43 | Способы держания ракетки. Удары по мячу | 1 |
44 | Обучение технике подачи мяча | 1 |
45 | Повторение технике подачи мяча | 1 |
46 | Совершенствование технике подачи мяча | 1 |
47 | Подача мяча | 1 |
48 | Тренировка ударов «накат» справа и слева на столе | 1 |
49 | Тренировка ударов «накат» справа и слева на столе | 1 |
50 | Сочетание ударов | 1 |
51 | Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками | 1 |
52 | Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками | 1 |
53 | Исходная при подаче стойка теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры | 1 |
54 | Техника перемещений близко у стола и в средней зоне | 1 |
55 | Техника перемещений близко у стола и в средней зоне | 1 |
56 | Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева | 1 |
57 | Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева | 1 |
58 | Свободная игра на столе | 1 |
59 | Свободная игра на столе | 1 |
60 | Свободная игра на столе | 1 |
61 | Игра на счет из одной, трех партий | 1 |
62 | Игра на счет из одной, трех партий | 1 |
63 | Игра на счет из одной, трех партий | 1 |
64 | Игра на счёт с разными противниками. | 1 |
65 | Игра на счёт с разными противниками. | 1 |
66 | Игра на счёт с разными противниками. | 1 |
67 | Игра на счёт с разными противниками. | 1 |
68 | Игра на счёт с разными противниками. | 1 |
| итого | 68 |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал МАОУ «Полесская СОШ». Для проведения занятий необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
1 | Мячи баскетбольные | 15 штук |
2 | Баскетболные щиты с кольцами | 4 штуки |
3 | Мячи для настольного тенниса | 30 штук |
4 | Теннисные ракетки | 15 штук |
5 | Тенисные сталы с сетками | 4 штуки |
6 | Гимнастическая стенка | 5-7 пролетов |
7 | Гимнастические скамейки | 3-4 штуки |
8 | Гимнастические маты | 10 штук |
9 | Скакалки | 15 штук |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Применяются следующие виды и формы контроля:
предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств), осуществляется педагогом в форме тестирования.
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме наблюдения.
промежуточный контроль, за подготовленностью - (навыки) проводится один раз в полугодие в форме тестирования.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы данной направленности являются соревнования и показательные выступления.
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание | Первый год обучения |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 сентября 2019г. |
Окончание учебного года | 1 июня 2020г. |
Сроки проведения родительских организационных и тематических собраний | Сентябрь, декабрь |
Всего недель | 34 недель |
1-ое полугодие | 16 недель |
2-ое полугодие | 18 неделя |
Продолжительность рабочей недели | 6 дней |
Дни занятий | Вторник, четверг |
Время занятий | 1515-1600 |
Недельная образовательная нагрузка, занятий | 2 |
Объем недельной образовательной нагрузки, минуты | 90 мин. |
Сроки проведения мониторинга | ноябрь |
Сроки проведения соревнований | декабрь, апрель |
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕСИСТЕМНЫХ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОГРАММЕ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» 6 КЛАССЫ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Октябрь Соревнования среди 7 классов по мини футболу | Март Соревнования «А ну-ка девочки» |
Октябрь Товарищеские встречи по «волейболу». | Апрель Показательные выступления. |
Ноябрь Соревнования «Весёлые старты» | Май Товарищеские игры по мини футболу |
Декабрь Прикладные эстафеты между сборной | Июнь Летние игры в футбол. |
Январь Соревнования по баскетболу. | Июль Летние игры в баскетбол. |
Февраль Соревнования «А ну-ка мальчики» | Август Летние игры в волейбол. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС:
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990
О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
БАСКЕТБОЛ:
Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.
Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 2011.
Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
. http://spo.1september.ru/urok/