СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование "Координация движений"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа «Координация движений» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Уровень программы – базовый.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование "Координация движений"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.о. Самара

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов

«Дневной пансион - 84» городского округа Самара



Принята на заседании методического совета

Протокол № ____

от «___» _______ 2024г



«Утверждаю»

Директор _________ / Фиш Я.Г. /

Приказ от «___»_______2024г. №




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Координация движений»





Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 7-18 лет

Срок реализации: 1 месяц





Разработчик программы:

Никеева Надежда Владимировна

Жданович Светлана Валерьевна

педагоги дополнительного образования





Самара, 2024



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Координационное совершенствование» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Уровень программы – базовый.

Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196);

  • Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»;

  • Письма Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Приказа Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России №391 от 05.08.2020 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ");

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";

  • Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”

  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г. (Проект).

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.
Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, следовательно, и более развитые координационные способности.

     КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

     Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

     Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности.

По определению, Берштейна(1947),  ЛОВКОСТЬ - это единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ученый выделял несколько свойств ловкости:

     •    она всегда обращена на внешний мир. Тренировка на грушах у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при поединке с соперником.

     •    специфичное качество можно обладать хорошей ловкостью в игровых видах спорта и недостаточной в гимнастике.

     Основу ловкости составляют координационные способности (КС). В последнее время было проведено множество исследований, касающихся изучения проявлений координационных способностей.

Актуальность программы: определяется тем, что координационное развитие направлено на подготовку учащихся к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, являются специально - направленные упражнения. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.

Отличительные особенности программы:

Программа «координационное совершенствование» является краткосрочной. Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое, то есть применяются упражнения, имеющие необходимую координационную трудность, содержащие элементы новизны, отличающиеся большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач, включающие задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с выключением их деятельности.

Средства и методы совершенствования быстроты и точности реагирования на сигналы

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в младшем школьном возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации, использование соревновательного и игрового методов, позволяющих создать высокий эмоциональный фон побуждает детей делать задания быстрее и точнее.

Программа рассчитана на возраст обучающихся от 7 до 18 лет.

Срок реализации программы 1 месяц (8 часов)

Форма работы – групповая, режим занятий – 2 раза в неделю.

Цель программы: состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности детей, подростков и юношей к жизни, трудовой деятельности, что особенно актуально для практики воспитания всесторонне развитой личности.

Задачи:

Обучающие:

- приобретение опыта самостоятельного социального действия;

- освоение движений и жестов;

- совершенствовать жизненно-важные навыки и умений чувствовать, и ощущать ритмические движения;

- формировать общие представления о культуре движений;

- формировать красивую осанку, выразительность пластики движений и жестов.

Развивающие:

- формирование навыков совместного (командного) планирования и рефлексии;

- развитие двигательной координации;

- развивать интерес к занятиям, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;

- развивать музыкальные способности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать.

Воспитательные:

- ориентация на взаимопомощь и сотрудничество (умение принимать и оказывать помощь);

- формирование чувств коллективизма, понимания социальной значимости выполняемой деятельности;

- формировать культуру общения между собой и окружающими;

- воспитывать гармонически-развитую личность.

Планируемые результаты:

предметные:

- обучающиеся приобрели опыт самостоятельного социального действия;

- обучающиеся научились синхронно двигаться;

метапредметные:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

личностные:

-формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

В программе используются следующие методы обучения:

1) Словесный метод. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

2) Практический метод. Заключается в многократном выполнении комплексов различных упражнений.

3) Наглядный метод Показ образца. К этой группе методов относятся показ комплексов различных упражнений (в том числе под музыкальное сопровождение), использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- участие в праздничных программах;

- проведение итогового занятия.

Учебный план:

Наименование раздела, темы (модуля)

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Виды координации. Что такое координация?

1

1


Педагогическое наблюдение

2.

Разучивание комплекса упражнений на координацию.

2


2

рефлексия собственной деятельности и работы группы

3.

Совершенствование комплекса упражнений на координацию.

4


4

рефлексия собственной деятельности и работы группы

4.

Итоговое занятие.

«Музыкальная разминка»


1


1

видеоролик, анализ работы группы

Итого:

8

1

7




Методическое обеспечение программы

Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся: КТД (коллективно-творческая деятельность), «мозговой штурм».



Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеются: - спортивный зал (спортивная площадка), - музыкальный центр, аудиозаписи песен



Кадровое обеспечение

Программу реализуют педагоги дополнительного образования

Мониторинг результатов

В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Это может быть настоящее зеркало, где ребята демонстрируют движения, позы, жесты (в присутствии наставников).

Содержание работы кружка

" Координационное совершенствование "



Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о координации.

1


2

- ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений на координацию «Музыкальная разминка»


1

3

-ознакомление с общей структурой и содержанием занятия;

- освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами;

- развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции;

- совершенствование защитных сил организма.


1

4-5

-развитие чувства ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции, обогащение двигательного опыта;

-освоения упражнений общего воздействия; упражнения танцевального характера;

-умение сочетать движения с музыкой;

-учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса.


2

6-7

Овладение техникой сочетания связок и комбинаций;

- освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера.

- развитие координации движений рук и ног в процессе ритмических упражнений, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой.

- учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой характера музыки;

- учить выражать различные эмоции.


2

8

Итоговое занятие.

- повторение комбинаций и упражнений;

- совершенствование координации движений и чувства равновесия;

- умение сочетать движения с музыкой;

- освоение техники упражнений для развития силы мышц живота, спины и ног;

- освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами. Подведение результатов.


1