ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.о. Самара
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов
«Дневной пансион - 84» городского округа Самара
Принята на заседании методического совета Протокол № ____ от «___» _______ 2024г | | «Утверждаю» Директор _________ / Фиш Я.Г. / Приказ от «___»_______2024г. № |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Координация движений»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 месяц
Разработчик программы:
Никеева Надежда Владимировна
Жданович Светлана Валерьевна
педагоги дополнительного образования
Самара, 2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Координационное совершенствование» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Уровень программы – базовый.
Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196);
Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»;
Письма Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Приказа Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России №391 от 05.08.2020 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ");
Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";
Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г. (Проект).
Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.
Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, следовательно, и более развитые координационные способности.
КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.
Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности.
По определению, Берштейна(1947), ЛОВКОСТЬ - это единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ученый выделял несколько свойств ловкости:
• она всегда обращена на внешний мир. Тренировка на грушах у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при поединке с соперником.
• специфичное качество можно обладать хорошей ловкостью в игровых видах спорта и недостаточной в гимнастике.
Основу ловкости составляют координационные способности (КС). В последнее время было проведено множество исследований, касающихся изучения проявлений координационных способностей.
Актуальность программы: определяется тем, что координационное развитие направлено на подготовку учащихся к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, являются специально - направленные упражнения. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Отличительные особенности программы:
Программа «координационное совершенствование» является краткосрочной. Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое, то есть применяются упражнения, имеющие необходимую координационную трудность, содержащие элементы новизны, отличающиеся большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач, включающие задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с выключением их деятельности.
Средства и методы совершенствования быстроты и точности реагирования на сигналы
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в младшем школьном возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации, использование соревновательного и игрового методов, позволяющих создать высокий эмоциональный фон побуждает детей делать задания быстрее и точнее.
Программа рассчитана на возраст обучающихся от 7 до 18 лет.
Срок реализации программы 1 месяц (8 часов)
Форма работы – групповая, режим занятий – 2 раза в неделю.
Цель программы: состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности детей, подростков и юношей к жизни, трудовой деятельности, что особенно актуально для практики воспитания всесторонне развитой личности.
Задачи:
Обучающие:
- приобретение опыта самостоятельного социального действия;
- освоение движений и жестов;
- совершенствовать жизненно-важные навыки и умений чувствовать, и ощущать ритмические движения;
- формировать общие представления о культуре движений;
- формировать красивую осанку, выразительность пластики движений и жестов.
Развивающие:
- формирование навыков совместного (командного) планирования и рефлексии;
- развитие двигательной координации;
- развивать интерес к занятиям, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
- развивать музыкальные способности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать.
Воспитательные:
- ориентация на взаимопомощь и сотрудничество (умение принимать и оказывать помощь);
- формирование чувств коллективизма, понимания социальной значимости выполняемой деятельности;
- формировать культуру общения между собой и окружающими;
- воспитывать гармонически-развитую личность.
Планируемые результаты:
предметные:
- обучающиеся приобрели опыт самостоятельного социального действия;
- обучающиеся научились синхронно двигаться;
метапредметные:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.
личностные:
-формирование потребности в физическом самосовершенствовании.
В программе используются следующие методы обучения:
1) Словесный метод. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
2) Практический метод. Заключается в многократном выполнении комплексов различных упражнений.
3) Наглядный метод Показ образца. К этой группе методов относятся показ комплексов различных упражнений (в том числе под музыкальное сопровождение), использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- участие в праздничных программах;
- проведение итогового занятия.
Учебный план:
№ | Наименование раздела, темы (модуля) | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. Виды координации. Что такое координация? | 1 | 1 | | Педагогическое наблюдение |
2. | Разучивание комплекса упражнений на координацию. | 2 | | 2 | рефлексия собственной деятельности и работы группы |
3. | Совершенствование комплекса упражнений на координацию. | 4 | | 4 | рефлексия собственной деятельности и работы группы |
4. | Итоговое занятие. «Музыкальная разминка» | 1 | | 1 | видеоролик, анализ работы группы |
Итого: | 8 | 1 | 7 | |
Методическое обеспечение программы
Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся: КТД (коллективно-творческая деятельность), «мозговой штурм».
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы имеются: - спортивный зал (спортивная площадка), - музыкальный центр, аудиозаписи песен
Кадровое обеспечение
Программу реализуют педагоги дополнительного образования
Мониторинг результатов
В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Это может быть настоящее зеркало, где ребята демонстрируют движения, позы, жесты (в присутствии наставников).
Содержание работы кружка
" Координационное совершенствование "
№ | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о координации. | 1 | |
2 | - ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений на координацию «Музыкальная разминка» | | 1 |
3 | -ознакомление с общей структурой и содержанием занятия; - освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; - развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции; - совершенствование защитных сил организма. | | 1 |
4-5 | -развитие чувства ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции, обогащение двигательного опыта; -освоения упражнений общего воздействия; упражнения танцевального характера; -умение сочетать движения с музыкой; -учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса. | | 2 |
6-7 | Овладение техникой сочетания связок и комбинаций; - освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. - развитие координации движений рук и ног в процессе ритмических упражнений, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой. - учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой характера музыки; - учить выражать различные эмоции. | | 2 |
8 | Итоговое занятие. - повторение комбинаций и упражнений; - совершенствование координации движений и чувства равновесия; - умение сочетать движения с музыкой; - освоение техники упражнений для развития силы мышц живота, спины и ног; - освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами. Подведение результатов. | | 1 |