СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа « Аквариумистика"                                                                                                          Возраст обучающихся: 8-12 лет  Срок реализации 1 год

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности»




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов

города Димитровграда Ульяновской области»



Рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

от «___»_____________ 20____г.

Протокол № ________________


«Утверждаю»

Директор МБУДО СЮН

_____________ Н.Ф.Крупина

«____»_____________20____г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

« Аквариумистика»


Возраст обучающихся: 8-12 лет

Срок реализации 1 год





Автор-составитель:

Сурыгина Татьяна Сергеевна педагог дополнительного образования


г.Димитровград 2016 год


Рецензенты:


1. внешняя рецензия

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)

2. внутренняя рецензия:

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)


Программа рассчитана на 1год обучения:


1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 8-12лет


Возрастной диапазон освоения программы: 8- 12 лет










Программа рассмотрена

и одобрена на заседании

педагогического совета

МБУДО СЮН

протокол № ___ от _______

Секретарь _______________

Содержание:



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»


1.1

Пояснительная записка


1.2

Цель и задачи программы


1.3

Содержание программы



1.3.1 Учебный план



1.3.2 Содержание учебного плана 


1.4

Планируемые результаты



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1

Календарный учебный график


2.2

Календарный учебный график по группам



2.2.1 Календарный учебный график группа № 1



2.2.2 Календарный учебный график группа № 2



2.2.3 Календарный учебный график клуба «Юный аквариумист»


2.3

Условия реализации программы


2.4

Формы аттестации 


2.5

Оценочные материалы


2.6

Методические материалы


2.7

Список литературы



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»


1.1. Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Аквариумистика». Данная программа создана как модифицированная, программа взята за основу, А.В.Королёва, В.К.Белоусова «За стеклянным берегом» 2008.

Аквариум – эти искусственная модель водоема, управляемая человеком. Такое определение аквариума наиболее научно, оно подчеркивает роль и значение Человека, зависимость жизнедеятельности модели от знаний, опыта, внимания и ответственности того, кто ей управляет. Содержание аквариума с многообразным растительным и животным миров доступно ребенку уже в первый год обучения по программе «Аквариумистика».Заводя аквариум дома или в школе, ребята сталкиваются с массой проблем, решение которых можно найти, лишь расширяя, углубляя и совершенствуя свои знания, умения и навыки в этой области.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аквариумистика» для объединения МБУДО – станции юных натуралистов «Юный аквариумист».

Она имеет естественнонаучную направленность и составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерсва образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

6. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»


Актуальность программы: Возросший интерес к аквариумоводству, к живой природе направляет энергию детей на общественно полезные дела. Маленький мир аквариума, зимнего сада, живого уголка необходим для воспитания и развития ребенка. В общении с живым отдыхает нервная система, повышается эмоциональность, что очень важно в современном мире, при 9-10 часовой рабочей нагрузке в школе и дома. Кроме того актуальность программы заключается в востребованности у учащихся. И пусть она не станут профессиональными рыбоводами и гидробиологами, но у каждого в душе сохраниться любовь к родной природе.


Отличительные особенности программы: Аквариум помогает развитию у учащихся важнейших биологических понятий, таких как – морфологические особенности организмов в связи со средой обитания, взаимосвязь организмов в биоценозе, специфика экономических групп, конвергенция, диверсенция, искусственный отбор, селекция и др.


Адресат программы: дети 1 года обучения: 8- 12 лет

психолого-педагогические особенности: детей этого возраста (8-12лет):

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности и усвоению знаний. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее,

Нередки случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделенное в качестве ведущей деятельности этого периода.

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Содержание и материал программы «Юный аквариумист» соответствует стартовому уровню

Объем программы – 144 часов

1 год обучения - 144 академических часов в год;

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год(а) обучения:

1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)

Форма обучения очная

формы организации образовательного процесса: групповая

Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

Показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа, объяснение,

показ педагогом

приемов исполнения работы

Исследовательские работы

рассказ

наблюдение

Лабораторные работы

и др.

Диалог, тренинг.

работа по образцу и др.


Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический предусмотрено смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая.

Формы проведения занятий

беседа


опрос

презентация

викторина

конкурс

размышление

выставка

игровая программа

тренинг


лабораторное занятие

экскурсия

занятие-игра

объяснение

рассказ

игра-путешествие

наблюдение

Самостоятельная работа

практическое занятие

открытое занятие


педагогические технологии -- технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, и др.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

Формы подведения итогов реализации программы: Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с обучающимися и осуществляется в таких формах, как беседа, устный опрос, представление своих творческих работ.

Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам.

Творческие работы представляются в виде:

- поделок из природного материала, бумаги;

- отчёты по наблюдению за аквариумными объектами;

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, и конкурсах различного уровня.


1.2. Цель и задачи программы.

Цель и задачи программы:

- цель — удовлетворение познавательного интереса детей об окружающем мире через аквариумистику; развитие творческого подхода к работе; формирование элементов экологической грамотности по оборудованию, содержанию и уходу за аквариумом и его обитателями.

- задачи

личностные - воспитать бережное отношение к природе и всему живому.

- воспитание нравственных качеств личности, соответствующих общечеловеческим ценностям

- воспитание культуры отношений через систему коллективного творчества в условиях разновозрастного коллектива

метапредметные - развить интерес к аквариумистике.

- сформировать комплекс знаний и навыков обустройства , содержанию аквариума.

- развитие эмоциональной сферы учащихся,их коммуникативных умений через систему совершенствования навыков общения в коллективе.

- формирование умений и навыков исследовательской работы.

образовательные (предметные) - познакомить с историей аквариумистики;

- обучить обустройству аквариума;

- познакомить с разнообразием видов обитателей аквариума рыбками растениями, моллюсками;

- расширить информацию о биологии тех или иных обитателях аквариума существование которых обеспечивает им вероятность жизни в одном аквариуме в определенном видовом сочетании


1.3. Содержание программы


3.1.Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение (6ч.)

Введение в программу. Инструкция по ОТ, ТБ, и ПДД

2

2


Комплексное занятие, беседа тренинг

Опрос

Что такое аквариум. Выбор аквариума

2

2


Комплексное занятие

Опрос

Различные типы аквариума

2

2


Комплексное занятие, тренинг

Опрос, тестирование

Раздел 2. Виды аквариумов и их устройство (14ч.)

Установка аквариума

2


2

практика

анализ выполнения практических заданий,

Грунт в жизни аквариума

2

2


теория

Опрос,

Закладка грунта в аквариум

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Освещение аквариумов и осветительные приборы

2

1

1

теория практика

Анализ выполнения практических заданий

Установка осветительных приборов

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Обогреватели и их роль в поддержании температурного режима

2

2


теория

Анализ выполнения практических заданий

Итоговое занятие по теме «Установка обогревательных приборов»

2


2

Итоговое занятие

Анализ выполнения практических заданий

Раздел 3. Условия необходимые для жизнедеятельности аквариума (34ч.)

Кислородный режим в аквариуме

2

1

1

теория практика

Анализ выполнения практических заданий

Использование микро компрессоров для аэрации воды

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Изготовление вспомогательного аквариумного оборудования

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Вспомогательное аквариумное оборудование

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Фильтрация Н2О в аквариуме

2

1

1

практика

Анализ выполнения практических заданий

Поддержание чистоты в аквариуме

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Биологические процессы, протекающие в грунте

2

1

1

теория практика

Анализ выполнения практических заданий

Работа со специальной литературой

2

1

1

Комплексное занятие, тренинг

Анализ выполнения практических заданий

Физические свойства воды в аквариуме

2

1

1

теория практика

Анализ выполнения практических заданий

t Н2О в аквариуме, ее роль в жизни рыб и растений

2

1

1

теория практика

Анализ выполнения практических заданий

Минимальная и максимальная температура воды

2

1

1

теория практика

Анализ выполнения практических заданий

Лабораторные работы. Определение t Н2О в аквариуме с помощью термометра

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Прозрачность и цветность Н2О

2

2


теория

Анализ выполнения практических заданий

Соленость и жесткость Н2О

2

1

1

теория практика

Анализ выполнения практических заданий

Биологическое равновесие и условия его поддержания

2

1

1

Комбинированное занятие

Анализ выполнения практических заданий

Установление оптимальной t Н2О для гидробионов

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Итоговое занятие по теме «Уход за аквариумом и чистка грунта»

2

1

1

Итоговая занятие

Анализ выполнения практических заданий

Раздел 4. Аквафлора аквариума (16ч.)

Систематическое положение аквариумных растений

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий

Биологические группы растений

2


2

практика

наблюдение

Растения, обитающие на поверхности воды

2

1

1

Рассказ, беседа

Опрос, анализ выполнения заданий

Изучение биологических групп аквариумных растений

2


2

практика

наблюдение

Размножение и посадка аквариумных растений

2

2


теория

Опрос, анализ выполнения заданий

Оформление аквариума растениями

2

1

1

Комплексное занятие, тренинг

Анализ выполнения практических заданий

Правила посадки аквариумных растений

2

1

1

Комплексное занятие,

Анализ выполнения практических заданий

Итоговое занятие по теме «Свет в жизни растений»

2

1

1

Комплексное занятие,

Анализ выполнения практических заданий

Раздел 5. Обитатели твоего аквариума 40(ч.)

Особенности внешнего строения рыб

2

1

1

Комплексное занятие,

Анализ выполнения практических заданий

Приспособление рыб к обитанию в водной среде

2


2

Лабораторная работа

Анализ выполнения практических заданий

Продолжительность жизни рыб

2

1

1

Теория практика

Анализ выполнения практических заданий

Изучение внешнего строения рыб

2

1

1

теория практика

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Изучение приспособления рыб к размножению. Условия обитания

2

2


теория

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Рыбы местных водоемов в аквариумах

2


2

игровая программа

Опрос, наблюдение, тестирование

Содержание раб местных водоемов в аквариумах

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Экзотические рыбы наших аквариумов и их обитание

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Особенности содержания тропических рыб

2


2

Экскурсия

Наблюдение

Как подобрать рыб для домашнего аквариума

2


2

игровая программа

Анализ выполнения практических заданий,, наблюдение, тестирование

Живородящие рыбки из семейства Пецилид

2

2


теория

Опрос анализ выполнения заданий

Содержание карпообразных в домашних условиях

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Условия содержания лабиринтовых рыб

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Игра «Знаешь ли ты рыб местных водоемов»

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Уход за аквариумом с тропическими рыбами

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Уход за аквариумом с карпообразными рабами

2

2


теория

Анализ выполнения практических заданий,

Условия обитания рыб местных водоемов р.Мелекесска

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Игра «Живородящие рыбы наших аквариумов»

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Итоговое занятие по теме «Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб»

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Раздел 6. Виды кормов и кормление рыб.(14ч.)

Возрастные особенности в питании рыб

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Виды кормов

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Живые корма – мотыль, коретра

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Ловля и хранение живых кормов

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Сухие корма

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Сбор и хранение кольчатых червей

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Корма растительного происхождения

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Итоговое занятие по теме «Дополнительные виды кормов»

2


2

Итоговое занятие

Анализ выполнения практических заданий,

Раздел 7. Болезни рыб и «враги» аквариума. (10ч.)

Заболевания, вызванные неправильным содержанием

2

1

1

Теория,практика

Анализ выполнения практических заданий,

Меры профилактики заболеваний

2

2


теория

Анализ выполнения практических заданий,

Дезинфицирующие растворы

2

1

1

Теория,практика

Анализ выполнения практических заданий,

Оформление аквариумов различных типов

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Итоговое занятие «Растения в интерьере аквариума»

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,


Раздел 8. Рыбы местных водоёмов.(10ч.)

Дополнительные аквариумные аксессуары

2

1

1

комбинированное

Анализ выполнения практических заданий,

Оформление аквариумов различных природных

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Дизайн выставочных зон помещений

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Размещение аквариумов и других экспонатов

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,

Итоговая занятие «Самостоятельное оформление выставочных аквариумов.»

2


2

практика

Анализ выполнения практических заданий,


Итого:

144

54

90



1. 3.2. Содержание учебного плана


1. ВВЕДЕНИЕ.

Всего - 6 часов. Теории 6 часов.

Теоретические сведения:

- Устройство первых аквариумов.

- Первые аквариумисты.

- Аквариумы по способу изготовления: цельностеклянные, каркасные, бескаркасные.

- Аквариумы по назначению : декоративные, специальные.

- По объему аквариумы могут быть от 5 до 500 литров.

- При выборе формы аквариума можно руководствоваться собственным вкусом, общей планировкой и дизайном комнаты.

- Визуальное знакомство с аквариумами, их обитателями, оборудованием.

- Правила по ТБ и ПДД.

- ТБ в обращении с аквариумным оборудованием.


2. ВИДЫ АВКВАРИУМОВ И ИХ УСТРОЙСТВО.

Всего 14 часов. Теория 7часа. Практические занятия 7 часов.

Теоретические сведения:

- Природно – климатический аквариум. Устройство, содержание, назначение природно-климатического аквариума.

- Декоративный аквариум, его устройство и назначение. Декоративный аквариум может быть коллекционным.

- Голландский аквариум и его устройство, назначение. Это подводный сад, где гармонично сочетаются различные виды растений.

- Морской аквариум: имитирует кусочек моря.

- Океанариум: капитальное сооружение на берегу моря.

- Правильный выбор, подготовка и установка аквариумов:

1. Расположение у окна на запад или восток.

2. Расстояние от окна 50 – 100 см.

3. Устойчивость.

4. Расположение, удобное для наблюдения за его обитателями.

5. Доступ для чистки аквариума и уход за ним.

6. Гармоничное сочетание с окружающей средой.

7. Недоступность электрического оборудования детям.

- Правила изготовления и ремонта аквариума. Каркасные аквариумы, бескаркасные аквариумы.

Практическая работа.1. Устройство и установка аквариумов. . Оформление аквариумов различных природных зон. Изготовле­ние и подготовка дополнительных аксессуаров для дизайна аквариума.

.

3. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКВАРИУМА.

Всего 24 часов. Теория 8часа. Практические занятия 16 часов.

Теоретические сведения:

- Слои грунта, состав грунта, основные требования к грунту, обработка грунта, расположение в аквариуме.

- Подготовка воды для аквариума, залив воды в аквариум.

- Что делать если вода в аквариуме «цветет».

- Установка обогревателей для воды, виды обогревателей.

- Компрессоры для аквариумов, установка компрессоров.

- Знакомство с помпами для аквариума. Установка помпы. Разновидность помп. Назначение компрессоров и помп. Внутренние и наружные помпы.

Практическая работа. .

1.Установка осветительных приборов, системы подачи воздуха, обогревателей, терморегуляторов, фильтров.

Изготовление вспомогательного аквариумного оборудования.

2.«Определение температуры воды в ак­

вариуме с помощью термометра»,

3 «Определение прозрачности, цветности, запаха воды»,

4 «Определение жесткости и кислотности воды». Установление оптимальной температуры для гидробионтов.

4.АКВАФЛОР АКВАРИУМА.

Всего 18 часов. Теория 10часа. Практические занятия 8 часов.

Теоретические сведения:

- Биологические группы аквариумных растений:

- Растения, живущие на поверхности.

- Растения, плавающие в толще воды.

- Растения, укореняющиеся в грунте.

- Условия роста растений, размножение и уход за ними.

- Риччия – семейство Риччиевых, максимальное освещение верхнее, температура - 18°-20°С. Размножение делением слоевища.

- Водяная капуста – семейство роговидные. Папоротник. Освещение верхнее, теплолюбивое (22°-24°С). Размножение листовыми почками.

- Эйхорпия – семейство Пантедериевые. Цветковое. Освещение верхнее, рассеянное, температура 22°-26°С. Размножение листовыми почками.

- Нитинелла растет при температуре 14°-26°С. Яркий свет, размножается черенками.

- Пистия - температура 25°-27°С. Световой день не менее 12 часов. Размножение вегетативно.

- Элодея – температура 20°-30°С. Яркий свет, размножение вегетативно. 3 вида: курчавая, канадская,крупнолистная.

- Людвигия: температура 20°-26°С, много разновидностей: гибридная, болотная, ползучая. Размножается черенками.

- Рассмотреть растения в аквариуме.

- Показ деления корня.

- Беседа по теме усвоения материалов.

Практические работы:

Изучение биологических групп аквариумных расте­ний. Размножение и посадка аквариумных растений. Оформление аквариумов растениями.

5. ОБИТАТЕЛИ ТВОЕГО АКВАРИУМА.

Всего 36часов. Практические занятия 36часов.

Теоретические сведения:

- Живородящие аквариумные рыбки:

- Пецилиды: гуппи, меченосец, молинезия.

- Общие признаки живородящих рыб:

- Появление на свет вполне сформировавшихся мальков.

- Отсутствие боковой линии, если она есть – то не развита.

- Плавательный пузырь замкнут.

- Рыбы стайные.

- Показ живых объектов, представителей живородящих рыб в аквариуме.

- Знакомство с рыбкой Гуппи. Самки на фоне самцов невзрачные, размер около 6 см длины, самцы мельче. Окраска самцов яркая и разнообразная. Параметр содержания – температура 18°-26°С, жесткость - 9°-11°.

- Показ живых представителей гуппи.

- Опрос по теме – выявление усвоения материала.

- Знакомство с представителями карповых: золотой карп, барбусы, расбора, разновидности золотых рыбок. Отличие самца от самки.

- Показ живых представителей семейства в аквариуме, наблюдение, узнавание, кормление.

- Опрос по теме.

- Общий признак семейства хараципиды: наличие второго спинного жирового плавника у хвоста. Размножение при температуре 22°-25°С.

- Показ живых представителей в аквариуме.

- Рыбы семейства цихлиды. Скалярия. Окраска различная. Отличие самца от самки по более высоким и длинным спинным плавникам, лобная часть у самки прямая, у самца – выпуклая. Икру мечут на листья растений.

Теоретические сведения: Приспособления, необходимые для поддержания жизни аквариума.

- Умение пользоваться инструментами и приборами во время ухода за аквариумом.

- Роль улиток в аквариуме.

- Ампулярия. Уход, содержание, размножение.

- Представители моллюсков в аквариуме.

Практическая работа

1. Выращивание и подбор производителей выбранной группы аквариумных рыб.

2. Выращивание мальков

3. Изучение внешнего строения рыб на натуральных объектах.

4 Наблюдение за рыбами - обитателями аквариумов.

5 Изучение приспособления рыб к различным условиям обитания.

6 Определение систематического положе­ния аквариумных рыб с помощью определителя.


6.ВИДЫ КОРМОВ И КОРМЛЕНИЕ РЫБ.

Всего 10часов. Практические занятия 10часов.

Теоретические сведения:

Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб в аквариуме.

- Возрастные особенности в питании рыб.

- Живые корма: личинки комаров – мотыль, коретра. Представители кольчатых червей: трубочники, энхитреи, дождевые черви. Нематоды.

- Ловля и хранение живых кормов.

- Сухие корма.

- Дополнительные виды кормов.

- Корма растительного происхождения.

- Витаминные добавки.

Практическая работа:

  1. Изучение живых кормовых объектов

  2. Сбор и хранение кольчатых червей.

  3. Наблюдение за влиянием различных видов корма на рост и развитие рыб.

  4. Изготовление сачков и другого оборудования для ловли и сортировки живых кормов.

  5. Заготовка живых кормов (сушка, замораживание).

  6. Разведение инфузорий, нематод и кормление ими рыб.

.

7. БОЛЕЗНИ РЫБЫ. ВРАГИ АКВАРИУМОВ.

Всего 10часов. Практические занятия 10часов

Теоретические сведения:

Заболевания, вызванные неправильным содержанием гидробионов в аквариуме.

- Меры профилактики таких заболевания.

- Поддержание биологического равновесия в аквариуме как основа здоровья.

- Инфекционные болезни. Методика лечения.

- Дезинфицирующие растворы.

- Чистка аквариумов. Промывка грунта. Проведение карантинных мероприятий.

- Вместе с живым кормом в аквариум могут попасть и его «враги»: гидра, молочная планария, плавит, гнитень, личинки стрекозы.

- Методика проведения дезинфекции аквариумов и аквариумное оборудование.

Практическая работа.

  1. Методика проведения дезинфекции аквариумов и аквариумно­го оборудования.

  2. Дезинфицирующие растворы.

  3. Чистка аквариумов.

  4. Промывка грунта.

  5. Проведение карантинных мероприятий в аквариумном хозяйстве.


8. РЫБЫ МЕСТНЫХ ВОДОЕМОВ.

Всего 10часов. Практические занятия 10часов

Теоретические сведения:

- Особенности гидробиологии и экологии местных водоемов.

- Источники загрязнения водной среды.

- Живые индикаторы чистоты водоема.

- Техника безопасности на водоемах.

Практическая работа.

1.экскурсия.

2. Изучение гидробиологии и экологии различных водоемов Ульяновской области.

3. Наблюдение за процессом очистки сточных вод в естествен­ных условиях.


1.4 Планируемые результаты.


Дети должны знать

- будет знать правила техники безопасности при занятии аквариумистикой ;

- будет знать что такое аквариум ,историю аквариумистики

- будет знать устройство и оборудование аквариума;

- будет иметь представление назначение грунта в жизни аквариума;

- расширит основы действия различных приборов при эксплуатации аквариумов

- будет иметь представление физических и химических свойствах воды

- будет знать принципы фильтрации воды

- будет знать условия культивирования и размножения растений в аквариуме

- будет знать систематическое положение основных биологических групп аквариумных растений

- научится делать основы аквариумного дизайна

- будет обучен основным типам и видов кормов для рыб.

- получит навыки Правила кормления аквариумных рыб

Дети должны уметь:

- будет уметь выбирать аквариум для различных гидробионов

- умение грамотно подключать аквариумное оборудование

- будет обучен подготавливать воду для аквариум

- получит навыки определять физические свойства воды

- получит навыки ухаживать за обитателями аквариумах

-определять некоторые виды аквариумных растений

- умение составлять рационы кормления рыб

-умение использовать оформление выставочных аквариумов


Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график


Начало учебного года 15 сентября 2016 года

Окончание учебного года 31 мая 2017 года

Продолжительность учебного года 36 недель

В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.


2.2 Календарный учебный график группа № ______

п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля



теория практика

2

Введение в программу. Инструкция по ОТ, ТБ, и ПДД

СЮН

Опрос, наблюдение



теория

2

Выбор аквариума

СЮН

Опрос, наблюдение



теория

2

Различные типы аквариума

СЮН

Наблюдение, опрос,

4



практика

2

Установка аквариума

СЮН

анализ выполнения практических заданий,

5



теория

2

Грунт в жизни аквариума

СЮН

Опрос,

6



практика

2

Закладка грунта в аквариум

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

7



теория практика

2

Освещение аквариумов и осветительные приборы

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

8



практика

2

Установка осветительных приборов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

9



теория

2

Обогреватели и их роль в поддержании температурного режима

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

10



практика

2

Установка обогревательных приборов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

11



теория практика

2

Кислородный режим в аквариуме

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

12



практика

2

Использование микро компрессоров для аэрации воды

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

13



практика

2

Изготовление вспомогательного аквариумного оборудования

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

14



практика

2

Вспомогательное аквариумное оборудование

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

15



практика

2

Фильтрация Н2О в аквариуме

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

16



практика

2

Поддержание чистоты в аквариуме

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

17



теория практика

2

Биологические процессы, протекающие в грунте

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

18



Комплексное занятие, тренинг

2

Работа со специальной литературой

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

19



теория практика

2

Физические свойства воды в аквариуме

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

20



теория практика

2

t Н2О в аквариуме, ее роль в жизни рыб и растений

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

21



теория практика

2

Минимальная и максимальная температура воды

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

22



практика

2

Лабораторные работы. Определение t Н2О в аквариуме с помощью термометра

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

23



теория

2

Прозрачность и цветность Н2О

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

24



теория практика

2

Соленость и жесткость Н2О

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

25



Комбинированное занятие

2

Биологическое равновесие и условия его поддержания

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

26



практика

2

Установление оптимальной t Н2О для гидробионов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

27



Комбинированное занятие

2

Уход за аквариумом и чистка грунта

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

28



практика

2

Систематическое положение аквариумных растений

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

29



практика

2

Биологические группы растений

СЮН

наблюдение

30



Рассказ, беседа

2

Растения, обитающие на поверхности воды

СЮН

Опрос, анализ выполнения заданий

31



практика

2

Изучение биологических групп аквариумных растений

СЮН

наблюдение

32



теория

2

Размножение и посадка аквариумных растений

СЮН

Опрос, анализ выполнения заданий

33



Комплексное занятие, тренинг

2

Оформление аквариума растениями

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

34



Комплексное занятие,

2

Правила посадки аквариумных растений

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

35



Комплексное занятие,

2

Свет в жизни растений

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

36



Комплексное занятие,

2

Особенности внешнего строения рыб

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

37



Лабораторная работа

2

Приспособление рыб к обитанию в водной среде

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

38



Теория практика

2

Продолжительность жизни рыб

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

39



теория практика

2

Изучение внешнего строения рыб

СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

40



теория

2

Изучение приспособления рыб к размножению. Условия обитания

СЮН

Наблюдение выполнения практических заданий,

41



игровая программа

2

Рыбы местных водоемов в аквариумах

СЮН

Опрос, наблюдение, тестирование

42



практика

2

Содержание раб местных водоемов в аквариумах

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

43



практика

2

Экзотические рыбы наших аквариумов и их обитание

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

44



Экскурсия

2

Особенности содержания тропических рыб

Р.МЕЛЕКЕССКА

Наблюдение

45



игровая программа

2

Как подобрать рыб для домашнего аквариума

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,, наблюдение, тестирование

46



теория

2

Живородящие рыбки из семейства Пецилид

СЮН

Опрос анализ выполнения заданий

47



комбинированное

2

Содержание карпообразных в домашних условиях

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

48



комбинированное

2

Условия содержания лабиринтовых рыб

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

49



комбинированное

2

Игра «Знаешь ли ты рыб местных водоемов»

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

50



комбинированное

2

Уход за аквариумом с тропическими рыбами

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

51



теория

2

Уход за аквариумом с карпообразными рабами

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

52



практика

2

Условия обитания рыб местных водоемов р.Мелекесска

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

53



комбинированное

2

Игра «Живородящие рыбы наших аквариумов»

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

54



комбинированное

2

Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

55



комбинированное

2

Возрастные особенности в питании рыб

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

56



комбинированное

2

Виды кормов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

57



комбинированное

2

Живые корма – мотыль, коретра

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

58



комбинированное

2

Ловля и хранение живых кормов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

59



практика

2

Сухие корма

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

60



практика

2

Сбор и хранение кольчатых червей

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

61



практика

2

Корма растительного происхождения

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

62



теория

2

Дополнительные виды кормов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

63



Теория,практика

2

Заболевания, вызванные неправильным содержанием

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

64



теория

2

Меры профилактики заболеваний

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

65



Теория,практика

2

Дезинфицирующие растворы

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

66



практика

2

Оформление аквариумов различных типов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

67



комбинированное

2

Растения в интерьере аквариума

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

68



комбинированное

2

Дополнительные аквариумные аксессуары

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

69



практика

2

Оформление аквариумов различных природных

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

70



практика

2

Дизайн выставочных зон помещений

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

71



практика

2

Размещение аквариумов и других экспонатов

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

72



практика

2

Самостоятельное оформление выставочных аквариумов.

СЮН

Анализ выполнения практических заданий,

2.3.Условия реализации программы


Помещения класс аквариумистики МБУДО СЮН

Площадки класс аквариумистики

Оборудование

1.аквариум – 11 шт.

2.акватеррариум – 11 шт.

3.помпа – компрессор – 11 шт.

4.обогреватели – 11 шт.

5.сочки - 2 шт.

6. ведро – 5 шт.

7.скребки для чистки аквариума – 2 шт.

8.грунтоочистители – 2 шт.

9.тазы – 2 шт.

10. аквариум с коллекцией экзотических рыб;

11. аквариум с местными рыбами;

12. нерестовики для живородок;

13. губчатые фильтры;

14. различные типы и виды кормов;

15. сачки для отлова живого корма;

16. аквариумные растения различных биологических групп

17. минеральные добавки;

18. чашки Петри;

19. ёмкости для дезинфекции;

20. воронки и шланги для промывки грунта;

21. карантийные аквариумы.


Приборы 1.Приборы для определения температуры воды


Информационные ресурсы карточки, видео.


2.4.Формы аттестации


Контроль базовых знаний и практических навыков проводятся разными формами: открытые уроки, собеседование, анкетирование, творческая, самостоятельная, практическая работа.

2.5 Оценочные материалы


Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

В результате освоения программы детьми должен быть достигнут определенный уровень достижений, который отслеживается по следующим параметрам:

- педагогическое наблюдение;

- усвоение знаний по базовым темам программы;

- овладение навыками, предусмотренными программой;

- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия, работоспособности.


Педагогический мониторинг

Мониторинг

образовательной деятельности детей


диагностика личностного

роста и продвижения

- самооценка воспитанника;

анкетирование

- оформление фотоотчётов.


педагогические отзывы


ведение журнала учета или педагогического дневника


Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка.

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1



5



10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);


Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);


Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

1



5



10


ВЫВОД:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);


Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1



5



10


2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);


Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);


Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1



5



10


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);


Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);


Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1




5



10


ВЫВОД:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка.

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:


3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе

и анализе литературы

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);


Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);


Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей).

1





5



10

3.1.2. Умение пользоваться

компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1.

1

5

10

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные

учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:


3.2.1. Умение слушать и слышать педагога


3.2.2. Умение выступать перед аудиторией


3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Адекватность восприятия ин-

формации, идущей от педагога


Свобода владения и подачи

обучающимися подготовлен-

ной информации


Самостоятельность в построении

дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1,


Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.



Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10


1

5

10


1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения

и навыки:


3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место




3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности








3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу





Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой


Соответствие реальных навыков соблюдения правил

безопасности программным требованиям






Аккуратность и ответственность в работе





Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.





Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред-


усмотренных программой за конкретный период).


Удовлетворительно

Хорошо

Отлично





1

5

10


9-30

31-62

63-90

ВЫВОД:

Уровень обще-учебные умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

до 46

47-98

99-140

Заключение

Результат обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие.

1

5

10

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.

Иногда — самим ребенком.

Всегда – самим ребенком.

1

5

10

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности организационно-волевых качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

4-15 16-30

II. Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Завышенная.

Заниженная.

Нормальная.

1

5

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1

5


10

ВЫВОД:

Уровень сформированности ориентационных качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3- 10 11-20

III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1

5

10

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности поведенческих качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3-10 11-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37 38-70

2.6 Методические материалы

Методическое обеспечение программы


Раздел или

тема

программы

Формы

занятии

Приемы и методы

организации

образовательной

деятельности

(в рамках занятия)

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятия

Оборудование

Формы

подведения

итогов


1.аквариум – 11 шт.

2.акватеррариум – 11 шт.

3.помпа - компрессор – 11 шт.

4.обогреватели – 11 шт.

5.сочки - 2 шт.

6. ведро – 5 шт.

7.скребки для чистки аквариума – 2 шт.

8.грунтоочистители – 2 шт.

9.тазы – 2 шт.

10. аквариум с коллекцией экзотических рыб;

11. аквариум с местными рыбами;

12. нерестовики для живородок;

13. губчатые фильтры;

14. различные типы и виды кормов;

15. сачки для отлова живого корма;

16. аквариумные растения различных биологических групп

17. минеральные добавки;

18. чашки Петри;

19. ёмкости для дезинфекции;

20. воронки и шланги для промывки грунта;

21. карантийные аквариумы.

Приборы 1.Приборы для определения температуры воды

Информационные ресурсы карточки, видео.


Введение

Комплексное занятие, тренинг экскурсия.

Рассказ, беседа, практическая работа

Устройство первых аквариумов

Опрос, наблюдение, тестирование, анализ выполнения практических заданий






Виды аквариумов и их устройство

комбинированное

Рассказ, беседа, практическая работа

Видео,аквариумы.

Наблюдение, анализ






Условия необходимые для жизнедеятельности аквариума

Комплексное занятие, тренинг

Рассказ, беседа, практическая работа Знакомство с помпами для аквариума

обогреватели для воды, подготовки грунта для аквариума

Наблюдение, выполнения практических заданий






Аквафлора аквариума

комбинированное

Рассказ, беседа практическая работа

Растения плаваюшие в аквариуме

Наблюдение,






Обитатели твоего аквариума

комбинированное

Рассказ, беседа практическая работа

Обитатели аквариума

Опрос, исследование

Наблюдение,






Виды кормов и кормление рыб

комбинированное

Рассказ, беседа самостоятельная работа

Разнообразные виды кормов

Практическое задание






Болезни рыб и «враги» аквариума

комбинированное

Рассказ, беседа, практическая работа

Дезинфицирующие растворы

Практическое задание

3





Рыбы местных водоемов

комбинированное

Рассказ, беседа, поход, экскурсия, наблюдения

Обитатели реки.

Опрос, исследование

Наблюдение,






.

2.7 Список литературы


Литература для педагога

. Аквариум в вопросах и ответах.- М.:Аквариум-Принт,2006.

2. Вендеров С.Л. Жизнь наших рек.- Л.:Гидрометеоиздат,1986.

3.Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя.- М.: Терра, 1993.

4.Котковец Т.К. Аквариум в вашем доме.- Минск, 1992.

5.Махнин М.Д., Солоницина Л.П. Аквариум в школе.-М.: Просвещение, 1984.

6.Назаренко в.А. Центральный плес.- Ульяновск: Симбирская книга,1992.

7.Назаренко В.А., Гацниев С.С. Изучение биологии и физиологии рыб в искусственном

водоеме.- Ульяновск: Облтипография,

1983.

8.Назаренко В.А., Арефьев В.Н. Ихтиофауна малых рек Ульяновской области.-

Ульяновск:Дом печати, 1998.

9.Слепцова Л. Аквариум и его обитатели.- М.: ACT, 1999.

10.Шредер Б. Домашний аквариум.М.:Аквариумист, 2002.

11.Цирлинг М. Искусство аквариумного рыбоводства.- М.:Политбюро,2006 12.Полонский А.С. Гуппи, меченосцы и другие живородки. - М.: Аквариум ЛТД, 2003. - 96 с.

Литература для обучающихся и родителей

1. Агекян И. Аквариум в вашем доме. - Мн.: Харвест, 2004. - 384 с.

2.Аквариум. Энциклопедия. - М.: Аквариум ЛТД, 2002. - 356 с.

3.БариДж. Аквариумные растения. - М.: Феникс, 2003. - 178 с.

4.Бауэр Р. Болезни аквариумных рыб. - М.: Аквариум ЛТД, 2004. - 79 с.

5.Домашний аквариум. - М.: ВЕЧЕ, 2003. - 129 с.

6.Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате. - М.: Детгиз, 1970. -157 с.

7.Пыльцина Е. Аквариум от А до Я. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

8.Спекторова Л.В. Живые корма для рыб и беспозвоночных. - М.: Агропроиздат, 1990.-132 с.

9.Полонский В.Д. Полный справочник аквариумиста. - М.: Аквариум ЛТД, 2003. - 720'с.

10.Шереметьев И.И. Ботаника аквариума. Полная иллюстрированная эн­
циклопедия. - М.: Скиф, 2002. - 448 с.

11.Шталькнехт Г. Аквариум для начинающих. - М.: Аквариум ЛТД, 2001. -144 с.

12.Скотт Питер В. Современный аквариум. - М.: Астрель ACT, 2003. - 188 с.