Тема урока: Древнейшая песнь материнства.
Художественно - педагогическая идея урока: образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов".
Задачи:
Воспитательные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к близким и в частности к матери.
Образовательные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл рассуждений о творчестве; эмоционально воспринимать то, что проецирует учитель для осмысления темы урока, тем самым, формируя умение анализировать и оценивать свою деятельность. Учатся использовать специальную терминологию различных видов искусства.
Развивающая: учатся выражать свое мнение, путём рассуждений; эмоциональное разучивание и исполнение вокального материала; так же эмоционально и осознанно учатся воспринимать различные жанры искусства, размышляют о них как способе выражения чувств и мыслей человека; Соотносят исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Ход урока
Организационный момент
(Вход в класс под музыку песни Георгия Гуржибекова «Милая мама». Приветствие кивком головы и прослушивание 1 куплета песни «Милая мама»)
Милая мама
Помню, в далеком детстве,
С ночи и до зари
Ты колыбельной песней
Сны согревала мои.
В песне красой сияли
Горные наши края...
Счастлива будь, милая мама,
Первая радость моя.
Если порой стучала
В сердце твое беда,
Спрятав свои печали,
Ты улыбалась всегда.
Думала ты: слезами
Юность тревожить нельзя...
Счастлива будь, милая мама,
Первая нежность моя.
Первое осмысление заданной темы урока, обозначенной на доске. Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности).
Учитель:
- В ноябре наша страна отмечает праздник – «День Матери».
Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, святого – для каждого из нас. Это великое слово – «Мать» - Матушка, Материнство – можно соединить с понятиями – Земля, родина, Природа, Красота, Любовь. Не даром говорят: мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать…
- Итак, наш урок посвящаем…
Ученики: Образу матери в искусстве.
Учитель: Тему нашего сегодняшнего урока вам подсказала музыка, которая сейчас звучала (прослушивание песни Г. Гуржибекова до конца) .
Вдаль поезда уносят
Взрослых твоих детей.
Ты об одном их просишь:
Выбрать дорогу прямей.
Ну, а потом ночами
Письма им пишешь не зря...
Счастлива будь, милая мама,
Первая гордость моя.
Вижу, родная, много
Прядей волос седых,
И на лицо жестоко
Время наносит следы.
Но не убить с годами
В сердце живого огня...
Счастлива будь, милая мама,
Лучшая песня моя.
– Это была песня осетинского композитора Георгия Гуржибекова «Милая мама» на слова его дочери – поэта Ирины Гуржибековой. Вы обратили внимание на последние строки пени – «Счастлива будь, милая мама, Лучшая песня моя.»
Ученики: Отвечают и делают выводы.
Учитель: Ребята, вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Мы, в своих молитвах обращаемся к ней – «Дева Мария», «Царица Небесная», а также, есть выражение «Всепетая», как вы думаете почему?
Ученики: Потому, что о ней пели и поют.
Потому, что в храме к ней обращают многие и многие люди молитвы, а хор церковный поёт ей песни…
Учитель: необычная музыка сейчас зазвучит у нас в классе - это -Тропарь Владимирской иконе Божией матери, Самой древней иконе Руси, ведь тема урока:" Древнейшая песнь материнства» и как мы с вами понимаем мы рассматриваем её в музыке, поэзии, изобразительном искусстве".
/Прослушивание тропаря Владимирской иконе Божией матери»/
Учитель: - Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?
Ученики: - В православном храме и на концерте духовной музыки.
Учитель: - Кто исполняет это музыкальное произведение?
Ученики: - Церковный хор
Учитель: - Есть ли музыкальное сопровождение?
Ученики: Музыкального сопровождения не было.
Учитель: - Называется такое исполнение музыки, без сопровождения «acapella».
- Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем текст внизу страницы.
- Ребята, это стихи или молитва?
- К кому она обращена?
- Это текст церковного песнопения, обычно исполняемого на определенный глас, то есть имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Автор этой мелодии неизвестен. Открываем тетради и записываем необходимые мысли…
(Записывают тему урока. Записывают определения понятий «тропарь» и «acapella»)
Работа с учебником:
Учитель: Находим ответ – Что такое молитва? К кому она?
Ученики: - К Богородице
Учитель: - кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?
Ученики: - (дают разные ответы)
Учитель: - Мы сейчас по – подробнее скажем о том, как её образ передавали в различных видах искусства мастера живописи; музыканты, поэты.
- Много прекрасных праздников и среди них - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он отмечается 7 апреля. В основе праздника Благовещения, евангельская история. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана Богом, и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Как мы понимаем эти слова?
Ученики: (ученики дают свои ответы)
Учитель: Взгляните на строки стихотворные на странице 43 и вместе прочитаем стихи А. Пушкина, которые напечатаны под изображением Богоматери с младенцем. Это картина Виктора Васнецова, она так и называется «Богоматерь с младенцем».
Одной картины я желал бы вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах....
Учитель: Что выражает поэт?
Ученики: - В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.
Учитель: -На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того, о чем молятся этой иконе.
(проверка домашнего задания, которое было дано накануне)
/Иллюстрации иконы с изображением Богородицы на доске/
Учитель: - На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой? Вспомним знаменитое творение Рафаэля (стр. 41 учебника).
Ученики: - Мадонна.
Учитель: - Нужно заметить вам, что на картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, как у Рафаэля, а икона пишется по канону (церковному установленному правилу), и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт.
Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи.
- К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва «Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова
(Дети читают).
- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди. Послушаем «Аve Мaria» Франца Шуберта в исполнении
(Слушают, воспринимают, отвечают)
- У девы Марии родится Сын Божий, так же как у наших мам родились мы и каждый из нас ценит этот дар, который бесценен. В очень большом количестве музыкальных произведений отражён образ матери и песня, как самый распространённый жанр музыки, этот образ отражает бесконечно. Одну из песен мы сегодня с вами разучим и исполним.
/ Проходит вокально – хоровая работа над песней «Мама». Слушают, интонируют фразы по нотам. Анализируют музыку. Определяют особенности мелодии (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота/.
Учитель: - Мы сегодня много интересного узнали и много хорошего пропустили через своё сердце, говоря об образе матери. Некий итог урока подведём, отвечая на вопросы:
Какими эмоциями был наполнен наш урок?
Кто из поэтов назвал мать – «лучшей своей песней»?
-Итак, для нас звучала музыка австрийского композитора Франца Шуберта?
-Какое настроение у вас вызвала музыка?
-Какая по характеру она была?
-С какими чувствами, мы поём о матери и почему?
- Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса Христа. Что значит выражение - “Славься, Мария”!
- Кто из художников был сегодня представлен своими картинами на уроке?
- Какие средства музыкальной выразительности особенно схожи в произведениях о матери?
Групповое задание (класс делится на две команды, работа с карточками, где написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр; выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использовал Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использовал В. Гаврилин.
/Итоги анализа записывают к себе в тетрадь и готовы зачитать/
Рефлексия, самооценка деятельности, соотношение цели и результата.
Итог:
-На этом уроке мы прикоснулись к имени матери Иисуса Христа – Марии; Узнали - почему эту женщину все знают на земле, почему ей посвящают композиторы музыкальные произведения, поэты – стихи, художники – картины. Ее все прославляют!
- Посмотрим на доску, кто это перед вами? Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела, а на доску выводится иконописное изображение Богородицы). У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу. Возьмите и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу.
/Дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов/
(Звучит музыка И. С. Баха и дети под музыку выходят из класса)