МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин
Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения на уроках музыки.
Карзовой Натальи Геннадьевны,
слушателя курсов повышения квалификации
учителей музыки и хореографии,
учителя ГБОУ ЛНР
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8»
ЛУГАНСК
2018
Содержание
Введение 3
1.Музыкальное искусство в воспитании личности. 5
2.Современные методы в духовно-нравственном развитии
школьников. 10
3. Восприятие классической духовной музыки, как главный
фактор духовно-нравственного воспитания. 15
Заключение. 19
Список использованных источников. 20
Одна из важнейших задач художественного образования — это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, — научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание» И. Ильин Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); рассудительности, послушания, доброй воли).
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной Особая роль в духовно — нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду — а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного — главная задача учителя музыки. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижения эмоционально-нравственного смысла классического музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. Расширение жизненного и музыкального кругозора студентов, формирование положительного отношения к музыкальному искусству. Произведения композиторов-классиков (русских – М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Гречанинова и др.; зарубежных–И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Э. Грига, Ф. Шопена и др.), адаптированные для детского хорового исполнительства темы инструментальных или хоровых сочинений (к которым сочинены русские тексты), развивают культуру пения, формируют основные певческие навыки и умения – строй, ансамбль, дикцию, артикуляцию, расширяют объем дыхания, формируют выразительность звучания детских голосов, способствуют освоению основных закономерностей музыкального искусства (стиль, жанр, язык). Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
1. Музыкальное искусство в воспитании личности.
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.
Жизнь на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания. Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Хочется сказать, что на уроках музыки мы нередко сталкиваемся с детской пассивностью, закомплексованностью, их неумением раскрывать свои возможности. Поэтому учителю необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят. На занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы, поговорки, сказки, ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи
Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Для того, чтобы деятельность детей была продуктивной, определяются ближние и дальние цели, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует творческому осуществлению выполняемой деятельности. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.
Духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель - это, прежде всего духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.
Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки. Эти программы не учитывают того, что в повседневной жизни ребенок дома и на улице слышит другую музыку, это далеко не лучшие образцы поп-музыки. Телевизионные передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение. Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнит ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось. Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций. Считаем, что показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственное чувство - главная задача учителя музыки. Отсюда школа является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, - музыка, проверенная временем. На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети, насколько тонко они воспринимают музыку, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно - нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием. Другая кричащая проблема связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Отсюда возникает острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно - нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
2. Современные методы в духовно-нравственном развитии школьников. Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность.
Сегодня появилась необходимость переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.
Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых — педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня. Ярким реализатором идей концепции Д.Б.Кабалевского стала Г.П.Сергеева, которая разработала современную программу педагогики под названием «музыка» и наполнила идеи Д.Б.Кабалевского новыми смыслами и значениями.
В связи с этим ею предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно — нравственными акцентами.
В своей работе Л.Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при слушании музыки произведения художественной литературы, живописи. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Она рекомендует включать элементы музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках.
Школа как отражение социальной среды является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает, что для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развития детей, необходимы:
1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;
2) развитие необходимых как для этого так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;
3) усвоение нужных для этого знаний.
Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Исполнение или преобладание какой либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним. Программа Д. Кабалевского предусматривает равномерное воздействие на все три стороны в продолжении всего учебного курса школы.
Часть программы на развитие духовно-нравственного начала, может быть построена так:
1) слушание образцовых произведений;
2) усвоение их на слух;
3) исполнение с листа и духовно-эстетический анализ.
Первоочередная задача учителя музыки — это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Именно к этому и должен стремиться учитель музыки.
Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.
Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны..
Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте — лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Музыка, как всегда у Чайковского, развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается — все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывающие перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.
Давая слушать детям классическую музыку мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственно становления личности.
Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.
Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.Рекомендуется слушать классические произведения разного времени — старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов — классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты.
3 .«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро и зло.
Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности. Как известно, музыкальная культура школьника – это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:
музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки), музыкальная наблюдательность (в значении, которое придавал этому понятию Б. В. Асафьев); музыкальная образованность (овладение некоторыми видами музыкальной деятельности, приобретение искусствоведческих знаний, опыта творческой деятельности и сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, наличие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям).
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения, написанного очень давно, с духовным мироощущением слушателя сегодняшнего дня. Этой возможностью обладает классическая музыка. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно и эмоционально, чтобы глубже переживать и чувствовать музыку.
В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить, что дети мало знают классическую духовную музыку, а порой совсем ее не воспринимают. А ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей. Это давно доказано музыкальной психологией, которая как наука зародилась в недрах философии. Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни.
При слушании музыки происходит снятие личностного напряжения, вызванного жизнью, и человеку становится легче. Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление и очищение людям».
Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, но — музыку в целом, обобщая в образе отдельные средства выражения. Мы можем также определить жанр произведения — симфонический или камерный, характер художественного образа — лирический или героический, средства, с помощью которых раскрывается содержание данного образа.
Развить музыкальное восприятие — значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам. Для умения слушать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей — слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий, как-то: пение в хоре, ритмика, прослушивание одних и тех же музыкальных произведений, разучивание мелодических тем, которые встречаются в прослушиваемом произведении, изучение биографий композиторов и особенностей их творческого пути.
Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке, и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств.
Восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). В результате идея произведения воспринимается как нечто сокровенное . В первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается». Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений. Они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным.
Выдающиеся композиторы создавали духовную музыку. Их музыка носила на себе отпечаток современности и истоков прошлого. Духовно-музыкальные произведения Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова живут и сейчас. Эти произведения, ставшие достоянием духовной музыки, исполняются на сценах, поются в храмах. До сих пор открыт их путь к сердцам людей. Быв оплотом прошлого духовная музыка Бортнянского, Чайковского, Рахманинова, стала достоянием настоящего. Но духовно-музыкальное творчество этих композиторов испытывало на себе трудности непонимания, потоки которого исходи либо со стороны современников, либо со стороны представителей следующего поколения. Не смотря на критику произведения оставались самобытными и гениальными в своем роде, поэтому не во власти времени оказалось их уничтожение. Изучая музыкальное искусство, дети знакомятся с культурой, с великими личностями, которые внесли вклад в развитие культуры данного искусства всего мира. Цель таких уроков по музыке – создать благоприятный интеллектуальный фон для развития, формирования у младших школьников нравственных суждений и представлений, культуры и эрудиции.
Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы. Организуя духовно–нравственное воспитание, необходимо учитывать психологические закономерности и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства, где не последнее место занимает музыка. Именно она оказывает огромное влияние на процесс нравственного восприятия, формирования нравственных представлений, суждений, вкусов и идеалов. Музыкально–эстетические вкусы и нравственные идеалы развиваются у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего, а наиболее интенсивный период их формирования – годы обучения в школе, где школьники имеют возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства.
Музыка – это особый вид искусства, который отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. Возможности музыки по истине огромны: с особой яркостью она раскрывает внутренний мир человека; развиваясь во времени, передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках; способствует воспитанию чувств; формирует взгляды, убеждения и духовные потребности; отражает эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности, что позволяет ей раскрыть психологическое состояние людей, их характеры. С помощью музыки человек постигает мир, учится мыслить, приобщается к культуре народа. На основе этого формируется нравственная и гражданская позиция, что способствует гармоничному развитию личности.
Список используемой литературы:
Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005 - №11. – с. 68–71
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
Андреева И. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – с. 57–65.
Бакланова Т.И. Обучение в 1-ом классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.
Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М., Издательство «Просвещение», – 2009. –205 с.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика 2006. №2 – с.67–71.
Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. /Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006. – 361с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во Питер, 2007. – 304 с