СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №26

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №26

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №26»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты.

Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно - формирует личность человека. […] этим она и ценна для нас, людей. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


 1) Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов предложения (причастных и деепричастных оборотов), однородных и уточняющих членов, сложных предложений с разными видами связи между частями; встречаются неполные предложения.

2) Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя и достигается за счет использования эпитетов (золотые пески, могучий дуб), фразеологизмов (экология души), развёрнутых метафор (…в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой.), олицетворений (природа взывает к помощи).

3) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование.

4) Использование восклицания в конце фрагмента придает тексту особую эмоциональность, торжественность и акцентирует внимание на содержании призыва (нужно беречь свои души), являющемся выводом из всего рассуждения.

5) В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: чувство добра, экология планеты).


2. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запишите эту частицу.


3. В каком значении употреблено подчёркнутое слово «природой» в 3 предложении текста?

ПРИРОДА

1) Объект изучения естественных наук. Законы природы.

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) Прирожденное свойство, естество. Он от природы умён. Слепой от природы.

5) Одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее значением «весь мир в многообразии его форм». Природа материи. Природа бытия.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принЯтый квартАл кремЕнь углубИть красИвее


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЦЕЛЫЙ день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае.

Вы СРАВНИТЕЛЬНО легко определите направление по компасу, если учтёте отклонения.

Особенно серьёзные требования предъявляет В.Г. Белинский поэзии: лирика по преимуществу воспитательница добрых, чистых и подлинно ГУМАННЫХ чувств.

После издания стихов Ф.И. Тютчева сразу же появились восторженные ОТКЛИКИ знаменитых писателей и поэтов.

За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей. 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛАЗАЙ аккуратно

ПОМАШИТЕ рукой

с ОБЕИМИ листами

семь БАШЕН

блюдо из БАКЛАЖАНОВ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В ос­но­ве про­из­ве­де­ния «По­ве­сти о на­сто­я­щем че­ло­ве­ке» лежат ре­аль­ные со­бы­тия, про­изо­шед­шие с Алек­се­ем Ме­ре­сье­вым.

2) Ещё будучи учеником Академии, Карл Брюллов создаёт ряд сложных композиций.

3) В картине «Нарцисс» просматривается желание молодого автора соединить господствующий классицизм в те времена и живую природную «обыкновенность» натуры.

4) Портрет остаётся той областью, где талант Карла Брюллова царствует полновластно и блистательно.

5) Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов.

6) В 1830 году Карл Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом — « Последний день Помпеи», заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым.

7) Окончив «Последний день Помпеи», у Карла Брюллова произошёл творческий кризис.

8) По возвращению в Петербург Карл Брюллов, как прежде его отец, стал преподавать в Академии художеств.

9) Те, кто знал Ни­ко­лая до войны, не мог не за­ме­тить пе­ре­мен в его ха­рак­те­ре.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) багряный, отложить, старожил (села)
2) навигация, резиденция, фестиваль
3) биатлон, подмочить, забавляться
4) преподавать, иммиграция, делегация
5) карикатура, минеральная, гравировщик

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..дирчивый, непр..стойный, пр..скорбный
2) вз..скательный, роз..грыш, с..щик
3) во..звание, ра..чихаться, бе..грамотный
4) об..егорить, лад..еобразный, кан..он
5) н..ибольший, н..качать, пр..дедушка

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) засушл.. вое (лето), добытч.. к
2) холщ..вый, расход..вать
3) бас..нка, черешн..вый
4) сибир..кий, брат..кий
5) клетч..тый, направ..

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ка..щийся, (врачи) дежур..т
2) волну..мый, (мы) переспор..м
3) выточ..вший, выуч..шь
4) (машины) тащ..тся, хохоч..щий
5) (осы) жал..т, бле..вшие (овцы)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Андрей растерянно озирался, (НЕ)ЗНАЯ, к кому подойти, у кого спросить.
А рука у меня (НЕ)РАЗБИТА, а выбита была, вот я её на место и поставил.
(НЕ)ДОЧИТАЛ я этого письма до конца.
В эту минуту из боковой двери вышел человек (НЕ)ВЫСОКОГО роста.
Ещё (НЕ)НАПИСАННЫЙ, но уже ясный в своих основных контурах портрет рисовался его воображению.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, художник страдал бессонницей, его друг ТО(ЖЕ) плохо спал в эту ночь.

(B)НАЧАЛЕ марта 1890 года И.И. Левитан (В)ПЕРВЫЕ уехал за границу вместе со

своей ученицей.

ЧТО(БЫ) он ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ этого периода, всё у него получалось восхитительно.

Пестрота моды чрезвычайно разительна в Пятигорске, (ОТ)ТОГО что, (НА)РЯДУ с русским и европейским покроем, можно видеть и азиатский.

(C) НАЧАЛА года движение (ПО)ЭТОМУ мосту запрещено.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Запишите цифры в порядке возрастания.

В степи были собра(1)ы изувече(2)ые в жатве машины с проломле(3)ыми бортовинами, будто они расстреля(4)ы в упор из пушек. И он, глядя на изъеде(5)ое, сожжё(6)ое хлебом железо, начинал догадываться об ожесточё(7)ых столкновениях природы и техники.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) После многочисленных неудач в бизнесе Эммануэль Нобель переехал в Санкт-Петербург и стал успешным в производстве станков и взрывчатых веществ.
2) Родители смогли отправить Альфреда Нобеля к частным преподавателям и мальчик преуспел в изучении химии и научился свободно разговаривать на английском и французском немецком и русском языках.
3) Нобель заинтересовался поиском способа как контроля так и использования нитроглицерина в качестве коммерчески полезного взрывчатого вещества.
4) В 1867 году череда опытов по созданию безопасной взрывчатки увенчалась успехом и Альфред Нобель запатентовал новое изобретение — динамит.
5) Изобретённый Нобелем динамит использовался то при строительстве железных дорог и прокладывании туннелей то при расчистке каналов и углублении дна водоёмов.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Девочка оторвала стебелёк (1) и (2) ухватив губами (3) уже поспевшую (4) землянику (5) спросила о чём-то своего спутника. Он наклонился (6) чувствуя лицом (7) манящую своей свежестью (8) зелень.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По библейскому преданию (1) жители древнего Вавилона (2) стали строить башню высотой до неба. Бог (3) однако (4) разгневался и смешал их языки. Поэтому (5) они перестали понимать (6) друг друга.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гости со вниманием слушали повесть о смерти медведя (1) и с изумлением посматривали на Дефоржа(2) который(3) не подозревая (4) что разговор шёл о его храбрости (5) спокойно сидел на своём месте (6) и делал нравственные замечания (7) резвому своему воспитаннику.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В числе прочих инструкций граф поручил мне дать понять его сиятельству (1) что перемена в его жизни принесёт много удовольствия (2) и (3) что (4) если он выразит какие-нибудь желания (5) я должен удовлетворять их.


21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге - это уникальный историко - архитектурный памятник. (2)История крепости связана с борьбой русского народа за исконные новгородские земли. (3) Государев, Зотов, Нарышкинский, Трубецкой и другие - все названия крепостных бастионов пошли от Петра I и его приближённых, которые и руководили строительством. (4)Крепостные стены сначала были деревянно-земляными, потом - каменными. (5)В 1720 году над парадной аркой появился Российский герб - двуглавый орёл. (6)В боковых нишах ворот установлены скульптуры мифологических богинь Минервы и Беллоны, олицетворяющих государственную мудрость и полководческий талант основателя города - Петра Великого.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».

(4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент, когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее - физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным.
(6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется, уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить. (8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! - иронически восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. - (10)Кому теперь это нужно?»
(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее произведение прозы.
(13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ненужной.
(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)3нания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага».
(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён, услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в науке».

(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих глаз («глаза - зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту.

(По Л.А. Кассилю*)

*Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) — русский советский писатель, сценарист, выдающийся мастер слова, один из зачинателей детской и юношеской литературы.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик получил записку, автор которой скептически отзывался о необходимости воспитания эстетического вкуса у человека.
2) Молодёжь считает, что «в век атома» искусство не играет первостепенной роли.
3) Космонавты подчёркивают важную роль «ветки сирени» в воспитании характера и воли, в свершении подвига.
4) Способность человека отличить настоящую красоту от поддельной не требует особенной искушённости в эстетике.
5) Чтобы познать радость жизни, не обязательно отличать красивое от безобразного.

23. Какие из утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8-10 раскрывается тезис, заявленный в предложении 7.
2) В предложениях 13 и 14 представлено описание.
3) В предложениях 19-21 содержится повествование.
4) В предложениях 22-25 представлено рассуждение.
5) В предложении 27 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 26.

24. Из предложений 15-18 выпишите антонимы (антонимическую пару).


25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, вводного слова, указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Привлекая читателя к разговору о воспитании чувства прекрасного, автор использует такое синтаксическое средство, как (А)___(предложения 4, 5, 6), а также приём — (Б)_____(предложения 9—10, 16-18). Выразить мнение автора помогают лексическое средство — (В)_____(«красота» — «с... броскостью» в предложении 22) — и троп — (Г)_____(«нагромождение ухищрений» в предложении 25)».

Список терминов:

1) парцелляция
2) эпитет
3) однородные члены предложения
4) вводные конструкции
5) цитирование
6) метафора
7) разговорная лексика
8) контекстные антонимы
9) градация


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 1245

2 именно/как раз

3 4

4 принятый

5 воинское

6 – вызвал

7 – обоими

8 – 71983

9 –25

10 –125

11 –1234

12 –35

13 – невысокого

14 – оттогонаряду

15 –14

16 –35

17 –256

18 –134

19 –2345

20 –145

21 –56

22 –134

23 –23

24 –войны\мире

25 –5

26 –4586


Примерный круг проблем

1. Проблема воспитания чувства прекрасного. (Нужно ли воспитывать эстетический вкус? Насколько важно умение видеть прекрасное?)
2. Проблема важности науки и искусства. (Кто важнее — физики или лирики?)
3. Проблема истинной красоты. (Как отличить истинную красоту от ложной?)

Авторская позиция

1. «Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту*.
2. Большая часть молодёжи присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». «Наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают». «В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины».
3. «Настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики*. «Музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся». «Строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору.., чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений».