Определите вероятность проявления (в %) рецессивного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Установите соответствие между характеристиками и компонентами клетки, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Обеспечивает синтез органических веществ клетки
Б) Участвует в аэробном окислении веществ
В) Обеспечивает расщепление полимеров до мономеров
Г) Обеспечивает синтез АТФ
Д) Участвует в формировании новых мембранных структур клетки
Е) Содержит собственную замкнутую ДНК
КОМПОНЕНТЫ КЛЕТКИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов значимы для прорастания семян фасоли?
У становите соответствие между признаками и птицами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) находятся в конкурентных отношениях с зерноядными птицами
Б) входят в экологическую группу «птицы болот»
В) обладают мягким оперением и рассечёнными маховыми перьями для бесшумного полёта
Г) имеют цедильный аппарат
Д) синантропные животные
Е) обладают хорошо развитыми палочками в сетчатке
ПТИЦЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) содержит лимфоидную ткань
Б) сюда изливается панкреатический сок
В) изнутри покрыт микроворсинками
Г) осуществляет активное всасывание воды
Д) соединяется с желчным протоком
Е) открывается в слепую кишку
ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных органов и структур участвуют в процессах пищеварения у человека?
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида Сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сосна обыкновенная — широко распространённый вид рода Сосна семейства Сосновые. (2) В естественных условиях растёт в Европе и Азии. (3) Дерево высотой 25–40 м и диаметром ствола 0,5–1,2 м. (4) Ветвление мутовчатое, побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми. (5) Широко распространённое дерево Евразии, начиная с Испании и Великобритании и далее на восток до бассейна реки Алдан и среднего течения Амура в Восточной Сибири. (6) На севере сосна обыкновенная растёт вплоть до Лапландии, на юге встречается в Монголии и Китае.
Проанализируйте таблицу «Полисахариды». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Полисахарид
Функции
Организмы
(А)
структурная
грибы, членистоногие
крахмал
запасающая
(В)
гликоген
(Б)
животные, грибы
Список элементов
1. Структурная.
2. Животные.
3. Муреин.
4. Грибы.
5. Запасающая.
6. Хитин.
7. Инулин.
8. Растения.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему вне организма амфибии сердце продолжало сокращаться?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Исследовательница решила выявить зависимость активности фермента трипсина от различных факторов среды. Она наливала в пробирки с полипептидами и ферментом буферный раствор с различным рН. Через 10 минут реакция прекращалась. Количество оставшихся полипептидов оценивалось по качественной реакции на пептидную связь. По результатам эксперимента экспериментатор составила график.
Объясните почему для трипсина оптимальной кислотностью оказался рН 7? Может ли трипсин работать в желудочном соке? Ответ поясните.
Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса.
На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.
Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники и к чему это приводит?
Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):
5’ − ТАТТЦЦТАЦГГАААА − 3’
3’ − АТААГГАТГЦЦТТТТ − 5’.
Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если третья аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Цис? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание
Второе основание
Третье
основание
У
Ц
А
Г
У
Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир
—
—
Цис
Цис
—
Три
У
Ц
А
Г
Ц
Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
А
Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
Г
Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У
Ц
А
Г
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими (у гибридов листья имеют среднюю ширину). Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветами и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Напишите генотипы и гаметы родителей и используйте решётку Пеннета для решения задачи.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 15»
1. Тип 1 № 27547
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень
Пример
?
Таёжный лес
Клеточный
Мышечная клетка волка
2. Тип 2 № 48958
Экспериментатор поместил эритроциты в дистиллированную воду. Как изменилась концентрация ионов натрия внутри клеток и объём клеток?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация ионов натрия
Объём клеток
3. Тип 3 № 31623
Сколько триплетов в молекуле иРНК кодируют белок, состоящий из 102 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 22392
Определите вероятность проявления (в %) рецессивного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
5. Тип 5 № 56200
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен органоид, организующий систему микротрубочек в клетке?
6. Тип 6 № 56201
Установите соответствие между характеристиками и компонентами клетки, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Обеспечивает синтез органических веществ клетки
Б) Участвует в аэробном окислении веществ
В) Обеспечивает расщепление полимеров до мономеров
Г) Обеспечивает синтез АТФ
Д) Участвует в формировании новых мембранных структур клетки
Е) Содержит собственную замкнутую ДНК
КОМПОНЕНТЫ КЛЕТКИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 53902
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов значимы для прорастания семян фасоли?
1. Температура.
2. Освещённость.
3. Наличие кислорода.
4. Наличие углекислого газа.
5. Наличие воды.
6. Наличие удобрений.
8. Тип 8 № 50601
Установите последовательность событий при мейозе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Конъюгация.
2. Образование гаплоидных клеток с двойным набором ДНК.
3. Расхождение хроматид к полюсам клетки.
4. Кроссинговер.
5. Репликация.
9. Тип 9 № 63486
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Каким номером на рисунке обозначена птица, относящаяся к группе бескилевых?
10. Тип 10 № 63487
У становите соответствие между признаками и птицами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) находятся в конкурентных отношениях с зерноядными птицами
Б) входят в экологическую группу «птицы болот»
В) обладают мягким оперением и рассечёнными маховыми перьями для бесшумного полёта
Г) имеют цедильный аппарат
Д) синантропные животные
Е) обладают хорошо развитыми палочками в сетчатке
ПТИЦЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 59475
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для папоротников характерно:
1) формирование простых плодов;
2) наличие стадии протонемы;
3) преобладание спорофита в жизненном цикле;
4) развитие листовидного органа — вайи;
5) прикрепление взрослого растения ризоидами;
6) наличие сосудов в проводящей ткани.
12. Тип 12 № 25235
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Растения.
2. Капустоцветные.
3. Сурепка.
4. Двудольные.
5. Цветковые.
6. Сурепка обыкновенная.
13. Тип 13 № 64169
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Под каким номером на рисунке кишечника человека обозначена прямая кишка?
14. Тип 14 № 64170
Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) содержит лимфоидную ткань
Б) сюда изливается панкреатический сок
В) изнутри покрыт микроворсинками
Г) осуществляет активное всасывание воды
Д) соединяется с желчным протоком
Е) открывается в слепую кишку
ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 21805
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных органов и структур участвуют в процессах пищеварения у человека?
1. Слюнные железы.
2. Прямая кишка.
3. Щитовидная железа.
4. Поджелудочная железа.
5. Толстая кишка.
6. Диафрагма.
16. Тип 16 № 21904
Установите правильную последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при уколе пальца. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Рецептор.
2. Двигательный нейрон.
3. Вставочный нейрон.
4. Чувствительный нейрон.
5. Рабочий орган.
17. Тип 17 № 34339
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида Сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сосна обыкновенная — широко распространённый вид рода Сосна семейства Сосновые. (2) В естественных условиях растёт в Европе и Азии. (3) Дерево высотой 25–40 м и диаметром ствола 0,5–1,2 м. (4) Ветвление мутовчатое, побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми. (5) Широко распространённое дерево Евразии, начиная с Испании и Великобритании и далее на восток до бассейна реки Алдан и среднего течения Амура в Восточной Сибири. (6) На севере сосна обыкновенная растёт вплоть до Лапландии, на юге встречается в Монголии и Китае.
18. Тип 18 № 10310
Агроценоз характеризуется признаками:
1) высокой продуктивностью культурных растений;
2) большим видовым разнообразием;
3) небольшим числом взаимосвязей;
4) высокой устойчивостью;
5) полным круговоротом основных питательных веществ;
6) неполным круговоротом основных питательных веществ.
19. Тип 19 № 20169
Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) биотические
2) абиотические
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
20. Тип 20 № 49168
Проанализируйте таблицу «Полисахариды». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Полисахарид
Функции
Организмы
(А)
структурная
грибы, членистоногие
крахмал
запасающая
(В)
гликоген
(Б)
животные, грибы
Список элементов
1. Структурная.
2. Животные.
3. Муреин.
4. Грибы.
5. Запасающая.
6. Хитин.
7. Инулин.
8. Растения.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 20619
Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утверждения.
Группа крови отца
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅲ (В)
Ⅳ (АВ)
Группа крови матери
Ⅰ (0)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅰ (0)
Ⅲ (В)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅲ (В)
Группа крови ребёнка
Ⅱ (А)
Ⅱ (А)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅰ (0)
любая
Ⅱ (А),
Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)
Ⅲ (В)
Ⅲ (В)
Ⅰ (0)
любая
Ⅲ (В)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А),
Ⅲ (В),
Ⅳ (АВ)
Ⅳ (АВ)
Ⅱ (А)
Ⅲ (В)
Ⅱ (А),
Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)
Ⅱ (А), Ⅲ (В),
Ⅳ (АВ)
Ⅱ (А),
Ⅲ (В),
Ⅳ (АВ)
1. Если у отца и матери III группа, то у ребенка либо III группа, либо I .
2. Если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови.
3. Если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа.
4. Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей.
5. Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы.
22. Тип 22 № 62923
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему вне организма амфибии сердце продолжало сокращаться?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 63883
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Исследовательница решила выявить зависимость активности фермента трипсина от различных факторов среды. Она наливала в пробирки с полипептидами и ферментом буферный раствор с различным рН. Через 10 минут реакция прекращалась. Количество оставшихся полипептидов оценивалось по качественной реакции на пептидную связь. По результатам эксперимента экспериментатор составила график.
Объясните почему для трипсина оптимальной кислотностью оказался рН 7? Может ли трипсин работать в желудочном соке? Ответ поясните.
24. Тип 24 № 21542
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Какие факторы, показанные на рисунках, и каким образом способствуют движению крови по этим сосудам?
25. Тип 25 № 11068
Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса.
26. Тип 26 № 46553
На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.
Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники и к чему это приводит?
27. Тип 27 № 26682
Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):
5’ − ТАТТЦЦТАЦГГАААА − 3’
3’ − АТААГГАТГЦЦТТТТ − 5’.
Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если третья аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Цис? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание
Второе основание
Третье
основание
У
Ц
А
Г
У
Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир
—
—
Цис
Цис
—
Три
У
Ц
А
Г
Ц
Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
А
Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
Г
Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У
Ц
А
Г
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
28. Тип 28 № 17491
У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими (у гибридов листья имеют среднюю ширину). Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветами и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Напишите генотипы и гаметы родителей и используйте решётку Пеннета для решения задачи.