«Брейн – ринг» - игра по экологии для 8-11 классов
Организация
Жюри: 3 чел.
Ведущие: 2 человека Леттер Ирина, Галактионова Юлия
Вид мероприятия: интеллектуально-творческий
Звучит музыкальная композиция (фанфары – выход)
1 ведущий: Дамы и господа!
2 ведущий: Юные повелители мысли!
1 ведущий: Знатоки всего и вся!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале!
1 ведущий: Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой нашей школы.
2 ведущий: Наша игра посвящена году экологии!
1 ведущий: В начале игры мы посвятим пару минут истории зарождения экологического движения в России. Но сначала, скажите
Что означает слово экология? (Взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой)
2 ведущий:
Российское экологическое движение относительно молодо. Первые природоохранные сообщества в России возникли в конце 19 века.
1 ведущий: Начало современного экологического движения связано с возникновением дружины по охране природы Московского биологического Университета в 1960 году.
2 ведущий:
Основной деятельностью дружины было - борьба с браконьерством, вырубками елей, организация заказников, экологическое образование школьников, экотуризм, борьба с загрязнениями. К середине 80-х годов в России было 100 дружин по охране природы.
1 ведущий:
Катастрофа на Чернобыльской АЭС сыграла значительную роль в экологическом движении. Возник союз партии зеленых. Были остановлены опасные производства, заморожены проекты строительства новых атомных электростанций.
2 ведущий:
В 1992 году в России была зарегистрирована национальная организация Гринпис. Основные направления ее работы – это организация проектов:
1 ведущий:
У нас в крае существует центр «Юннаты», направление работы которого, не только агроэкология и лесная экология, но и ландшафтный дизайн, зоология, водная экология и другие экологические направления. В 2016 году юннатам Красноярья исполнилось 80 лет
2 ведущий: сегодня мы предлагаем вам сыграть в игру - «Экологический калейдоскоп»
Игра состоит из V раундов.
I раунд: «Вопрос на засыпку»
II раунд: «Отгадай ученого»
III раунд: «Отгадай детские высказывания»
IV раунд: «Найди лишний рисунок»
V раунд: « Переведи слова »
1 ведущий
I раунд: «Вопрос на засыпку»
Правила первого раунда
Раунд состоит из решения 8 задач. За каждую, правильно решённую, задачу команда получает 2 очка. На обсуждение дается 1 минута. Через минуту вы услышите звуковой сигнал, который означает стоп! Ответы передаются жюри. После этого произносится правильный ответ. Жюри выставляют баллы. Если ответ полный команда получает 2 очка, если не полный 1 очко.
– Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
(Музыка – начало 1 раунда)
2 ведущий
Итак, внимание, вопрос!
Нередко в заповедниках практикуют следующее: при увеличении численности зайцев, их частично отлавливают и переселяют в другие заповедники. Почему это необходимо?
Ответ: (Таким образом учёные заповедника пытаются сохранить равновесие между приростом растительности и количеством зайцев.)
- Внимание следующий вопрос!!!
2. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ. (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)
3. Один фермер скосил траву до цветения, другой – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ?
Ответ. (Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.)
4.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?
Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, находящимся между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитываются влагой, и их дыхание затрудняется.
5. В лесах Красноярского края, живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, ястребы, синицы, совы. Чем можно объяснить такое множество птиц?
Ответ. Каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов.
6.Птицу клеста, еще называют “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить?
Ответ. В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность.
7. Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам- белякам, и к птицам: снегирям, кедровкам. В чём причина этих явлений?
Ответ. Это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью деревьев, плодами которых питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция.
8.Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки?
Ответ. Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.
2 Раунд «Отгадай ученого»
Объявляется начало второго раунда! (Музыкальный сигнал - начало раунда)
1 Ведущий: Тишина в зале! Разыгрывается 7 очков!
Правила второго раунда
Раунд состоит из кроссворда, который включает 7 зашифрованных названий растений и грибов. Ваша задача вписать названия в клеточки. Если задание, выполнено верно, то в выделенных клетках вы прочитаете фамилию известного русского ученого-биолога, основоположника лесоводческой науки. За каждое, верно написанное слово, команда получает 1 очко. На решение дается 4 минуты. Когда вы услышите звуковой сигнал, работа заканчивается, кроссворд передается жюри. После этого произносится правильный ответ. Жюри выставляют баллы.
Музыка колокольчики!
1 ведущий внимание на экран – правильный ответ
3 Раунд «Найди лишний рисунок»
2 ведущий: Правила третьего Раунда
Задание состоит из 4 групп картинок, каждая группа содержит 4 изображения. Ваша задача найти лишнюю картинку и указать, что объединяет оставшиеся рисунки. На выполнение задания дается 3 минуты. Через 3 минуты вы услышите звуковой сигнал – вы закончили задание. Картинки передаются жюри. После этого произносится правильный ответ и выводится на экран. Жюри выставляют баллы. За каждый правильно выбранный рисунок с подписью команда получает 2 очка. За правильно выбранный рисунок, но без подписи команда получает 1 очко.
– Объявляется начало четвертого раунда! (Музыкальный сигнал)
2 Ведущий: Тишина в зале! Правильные ответы
Ромашка, остальные Растения красной книги
Божья коровка, остальные Насекомые вредители
Кипарис хвойное растение юга, остальные хвойные деревья Сибири
Щавель – многолетнее, остальные Однолетние
1 Ведущий: 4 Раунд «переведи слова»
Вы должны слова перевести на русский язык. В левом столбике немецкие, в правом английские,
На выполнение задания дается 6 минут За каждое слово дается 1 балл
2 ведущий. А сейчас - Игра со зрителями
«Угадай детские высказывания об отходах»
2 ведущий: Вам требуется разгадать детские высказывания и понять, что они обозначают?
Итак, 1 высказывание:
У меня очень много игрушек сделано из нее.
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(1. Пластмасса)
Всегда черного цвета
Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики
Это очень вредно
У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной
Этого много при горении ( Сажа)
Этого почти не видно
Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы
От этого у людей бывает астма, бронхит
Это могут собрать на свои листья зеленые растения
В городе, где этого много, не растут лишайники
(газовые отходы)
Это получается, когда становится старым или ломается
Это можно увидеть везде- в городе, в деревне, даже вдоль дорог
Это можно сдать и получить деньги
Это бывает цветным и черным
Его можно переплавить и сделать что-то новое
(4. Металлолом)
Его производит обыкновенная корова.
В небольших количествах он полезен
Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием
При попадании в водоемы, он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться
Его необходимо компостировать
(5. Навоз)
Его делают из песка
Чаще всего оно прозрачное.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(6. Стекло)
Ее изобрели в Китае
У нас ее получают из дерева
Она легко горит
Из нее получается очень много мусора
На ней обычно пишут или рисуют.
(7. Бумага)
Это то, чего много в городе, но мало в деревне
Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик
От этого люди устают, болеют, много нервничают
Его издают разные приборы, машины
(8. Шум)
Звуковой сигнал
Ведущий: Команды передают ответы жюри
Внимание на экран – правильные ответы:
1. озоновая дыра 12. спасать
2. Быть загрязненным 13. охранять
3. Кислотный дождь 14. вымирать
4. Вдыхать 15. загрязнять
5. Спасать 16. вредный
6. Вымирать 17. кислотный дождь
7. Защищать животных и растения 18. ядовитый
8. Озоновый слой 19. отходы
9. Грунтовая вода 20. разрушать
10. Ядовитый 21. озоновый слой
11. Загрязнение воздуха 22. мусор
2Ведущий: жюри подводит окончательные итоги:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить …
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Фильм про Байкал.
1 Ведущий: Спасибо вам за интересную игру!
Приложение к игре 2 раунда

Рис 1. Рис 2. Рис 3.
Рис 4. Рис 5.

Рис 6. Рис 7.
Задания 3 раунда

Женьшень Лотос Венерин башмачок Ромашка
2.


Колорадский жук Божья коровка бабочка белянка Шпанская мушка
3.

ель Кипарис Сосна Сосна сибирская (кедр)
4.

Огурец томат щавель подсолнечник