МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО.
Сколько помнят себя люди, всегда был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Тёплые лучи учительского сердца греют душу каждого ребёнка, подростка. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – его радость, беду, несчастье, горе» - писал В.А. Сухомлинский. Я считаю, что настоящий преподаватель это тот, кто несёт в себе не только знания, но и доброту в сердце. Это тот, кто чувствует любое неблагополучие своего ученика. Настоящий преподаватель сопереживает вместе с учеником его ученическую радость открытия. У В.О. Ключевского есть такие строки : «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь».
Я стараюсь организовать свою работу так, чтобы ученик поверил в свои силы, считал себя способным и верил, что его правильно поймут всегда, в любой ситуации. Я стараюсь поддержать ученика потерпевшего неудач, подбодрить его, обязательно похвалить его, обязательно похвалить даже за незначительное продвижение вперёд, даже за попытку изменить что- либо в лучшую сторону.
Американский психолог Д. Карнеги писал: «Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их через много лет, после того, как вы их уже забудете». Характер подростков ещё только формируется и всё положительное в их поведении нуждается в словесном подкреплении. Слова одобрения усиливают чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Ученик будет ещё больше стараться, чтобы сохранить и усилить всё то, за что его хвалили.
«Секрет обучения заключается в уважении к ученику»- говорил Д. Эмирсон. Поэтому в ученике прежде всего надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усвоить и усваивать. Именно педагог должен научить детей научиться детей не потеряться в жизни, не бежать от трудностей. Не отчаиваться при неудачах, а верить в то, что в любых ситуациях мы приобретаем неоценимый опыт жизни, духовно становимся богаче. Именно педагог должен сеять в души своих учеников семя доброты, милосердия, умения сопереживать. Педагог должен помочь ученикам отличать хорошее от плохого, прекрасное от уродливого, благородное от пошлого в любом явлении жизни.
Я считаю, что надо доверять детям, уметь им прощать, потому что они ещё дети, а педагог житейски более мудрый человек. Ум преподавателя должен не подавлять, а вести, освещать дорогу. Педагог должен видеть в подростке личность, быть предельно честным и справедливым, ведь у подростков обострённое чувство справедливости.
Я знаю, хороший преподаватель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. От того, что передаёт педагог своим ученикам, какие струны их души он сумеет затронуть, во многом зависит будущее нашего общества.
В своей работе я учитываю способности и возможности каждого ученика, осуществляю дифференцированный подход в обучении.
Каждый урок стремлюсь сделать интересным, увлекательным. На уроке применяю ролевые игры, игровые моменты, нестандартные формы урока, наглядность. Применяю принцип положительного эмоционального фона обучения.
В педагогической деятельности мне близки правила, которые предлагает В.С. Грехнев:
1. Слова не должны расходиться с делом.
2. Быть требовательным к себе и окружающим во всём, что касается учёбы и воспитания.
3. В любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное о святости дела, которому служишь.
4. Только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь с честью решить поставленные задачи.
5.Надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику, если что-то не получается или получается плохо.
Я уверена, что мастерство преподавателя- это не случайная удача, а систематический , кропотливый поиск и труд. День за днём он ведёт своих учеников по тропе знаний, по которой они познают себя, окружающий мир, жизнь в целом. И если после звонка учащиеся не спешат уходить из кабинета, или уходят с улыбкой- я считаю, это один из показателей успешного урока.
В. Ревич писал: «В каждом человеке есть задатки красоты, добра и таланта, и надо только суметь их обнаружить».
Своей задачей я считаю обнаружить их у каждого ученика, не умалять, не унижать достоинство подростка, сделать его своим единомышленником, разбудить его мысль, дать ему всесторонние знания, чтобы он мог гордиться собой. Я учу его замечать и радоваться успехам друзей, чувствовать чужую боль и помогать тем, кому нужна поддержка. Я хочу, чтобы из нашего образовательного учреждения выходили настоящие люди: люди высокообразованные, профессионально подготовленные, люди с большим сердцем и широкой душой и чтобы о каждом их них можно было сказать «Это Человек с большой буквы».