Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе при изучении геометрического материала.
В чем состоит красота в математике? Почему одно решение задачи оставляет людей лишь спокойно удовлетворенными, тогда как другое вызывает эмоциональный подъем, поражает смелостью замысла и изящества. Существует мнение о том, что красота математики в ее связи с материальным миром, в ее практической ценности, логической строгости и других характерных чертах этой науки. С этим трудно согласиться, хотя эти характерные черты очень существенны, но они присущи как тому рассуждению, которое поражает своим изяществом, так и тому, которое не вызывало эмоционального всплеска. Красивое решение должно чем-то удивить, должно быть чем-то неожиданным. Однако необычностью красоту математического рассуждения не объяснить. Если ученик не заметил стандартного подхода к задаче и – совершенно неожиданно для всех – стал выдумывать решение длинным окольным путем, то это вызывает только раздражение. Для того чтобы понять, что еще, помимо необычности должно характеризовать математическое рассуждение, которое производит впечатление красивого, элегантного, обратимся к понятию наглядности. Именно оно дает ключ к выяснению сущности математической эстетики. Две основные характерные черты наглядности, две ее составные части – это изоморфизм и простота. При решении любой сколько-нибудь сложной задачи учащийся должен составить для себя наглядную модель описываемого в задаче явления. Удачный подбор наглядной модели нередко предопределяет успех дела, а необычность этой модели, ее неожиданность воспринимаются как красота и изящество решения. Например, учащиеся, каждый самостоятельно, пытаются решить трудную задачу, но она долго не поддается их усилиям. Вдруг кто-то находит выход из положения и идет к доске рассказать о нем. Но вместо того, чтобы непосредственно приступать к решению предложенной задачи, он неожиданно упоминает теорему, казалось бы к задаче не имеющую никакого отношения, очень далекую от нее – настолько далекую, что никому и в голову не пришло вспомнить о ней. И учащиеся с удивлением замечают, что применение этой теоремы позволяет получить иную версию предложенной задачи, как бы новую ее модель, причем модель наглядную. Простое заключительное рассуждение – и под возгласы «Как красиво!» - решение завершено. Итак, красота решения задачи ощущается в том случае, когда оно получено с помощью наглядной модели, причем модели неожиданной скрытой от непосредственного мысленного взора, трудноуловимой. Красота математического рассуждения складывается из наглядности и неожиданности. Можно написать следующую формулу математической эстетики:
Красота = наглядность + неожиданность = изоморфизм + простота +неожиданность
Решение красивых задач эстетики воспитывают ученика. Эстетический потенциал школьной математики так же проявляется в так называемых красивых заданиях на координатной плоскости. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего, школьного возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты. Такие задания пробуждают фантазию учащихся, заставляют воочию увидеть красоту в математике. Например: запишите координаты узловых точек фигуры, изображающих дельфина, который движется на встречу данному и находится выше его на семь единиц.
Перечисленные способы эстетического воспитания характерные для старшей школы можно использовать для начальных классов. Но адаптировать их для младших школьников, например можно использовать игру.
Далее представляю описание работы по данной теме проведённой на уроках математики во втором классе.
В начале учебного года учащимся было дано задание сделать из геометрических фигур человечка. Дети успешно справились с этим заданием, проявив фантазию и изобретательность. Потом каждый из человечков «приходил на урок и сообщал» детям, что сегодня будет маленькая экскурсия в страну «Геометрия». Таким образом, ученики узнавали, что на уроке будет работа с геометрическим материалом.
Во время прогулки дети искали геометрические фигуры в природе. И пришли к выводу, что фигуры везде. На кружке по математике ученики нарисовали "пейзажи" из геометрических фигур. К урокам они готовили презентации и сообщения о фигурах.
В конце учебного года была проведена итоговая игра. Для этого дети разделились на две команды. Домашнее задание: придумать название и эмблему команды, а также сценку на геометрическую тему. Перед игрой дети украсили класс своими работами (сказочными человечками, пейзажами) и плакатом с геометрическим замком. Получилось целая фантастическая страна.
Игра-путешествие. Страна «Геометрия».
Цель: В игровой форме проверить знание геометрического материала.
Ведущая: «Ребята, на нашей планете много стран и городов. Многие из них вы можете посетить с родителями. Какие страны вы знаете?»
Дети перечисляют известные им страны.
Ведущая: «В каких странах вы были?»
Рассказ детей. Ведущая: «На чём туда можно доехать?»
Дети отвечают.
Ведущая: «Но в некоторые места можно попасть, только призвав на помощь своё воображение. Одну из таких стран мы с вами посещаем каждый день на уроке математики. Как вы думаете, что это за страна?»
Дети: «Геометрия!»
Ведущая: «В этой стране растут трава, деревья и кустарники, живут человечки, которые строят дома, но они все не обычные. Какие они?»
Дети: «Из геометрических фигур!»
Ведущая: «И чтобы путешествовать дальше по сказочной стране, вы должны показать её жителям свои знания и творчество. Для этого проведём игру».
1 конкурс: Лучшая эмблема и название команды(1-5баллов).
2 конкурс: Геометрическая сценка(1-5 баллов).
3 конкурс: Знайка-Незнайка(1 вопрос-1балл).
Вопросы 1команды:
Сколько в одном сантиметре миллиметров? (10 миллиметров).
Как обозначаются точки на чертеже? (Заглавными латинскими буквами).
Сумма длин всех сторон фигуры? (Периметр).
Назови единицу площади? (Квадратный сантиметр).
Граница круга – окружность или шар? (Окружность).
У какой фигуры три угла? (У треугольника).
Треугольники, у которых все стороны равны? (Равнобедренные).
Вопросы второй команды:
Сколько в одном дециметре сантиметров? (10 сантиметров).
Что изображено на листе? (Ломаная линия).
Площадь, какой фигуры находится умножением длины на ширину? (Прямоугольник).
Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой? (Радиус).
У какой фигуры все стороны и углы равны? (У квадрата).
Треугольники, у которых равны две стороны? (Равнобедренные).
4 конкурс: Решай-ка (1-5баллов).
Один представитель из команды подходит к столу.
Задание для 1 команды:
Задание для 2 команды:
5 конкурс: Собери фигуры. Кто быстрее? (1 фигура-1 балл).
Команды выстраиваются в 2 шеренги. По команде ведущего начинается соревнование.
Задание для 1 команды:
- Собрать треугольники.
Задание для 2 команды:
6 конкурс: Придумай-ка (1-5 баллов).
Задание для 1 команды:
Задание для 2 команды:
Ведущая: Наша игра подошла к концу. Жюри подводит итог».
Жюри: « Победили знания и творчество! Теперь вы сможете путешествовать по стране « Геометрия» в следующем учебном году».