ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 «Наглядные методы», в объеме, установленным учебной программой по учебному предмету «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 5-04 0112-01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Цель изучения темы: сформировать знания об общих требованиях к организации наблюдений, формах и способах фиксации наблюдений с детьми дошкольного возраста
Результат изучения темы: раскрывает общие требования к организации наблюдений, формы и способы фиксации наблюдений
Ключевые вопросы: требования к наблюдениям, формы фиксации наблюдений, способы фиксации наблюдений
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ. ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ.
Содержание
Общие требования к организации наблюдений.
Значение фиксации наблюдений
Формы фиксации наблюдений.
Способы фиксации наблюдений
Общие требования к организации наблюдений
Существует большое разнообразие видов наблюдений, каждый вид требует своеобразного руководства со стороны педагога. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:
1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна носить познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения педагогу необходимо отбирать небольшой круг знаний.
3. Представления об объектах природы формируется постепенно, в результате многократных встреч с ними.
4. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
5. В организации наблюдений следует предусматривать систематичность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное глубокое представление об окружающей природе.
6. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка доступной и конкретной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление разной степени сложности.
7. Наблюдение должно возбудить интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.
8. Знания, полученные в процессе наблюдения должны закрепляться, уточняться, систематизироваться с помощью других форм и методов работы. Это может быть рассказ педагога, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календаря природы, беседы об увиденном.
9. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
10. Структура наблюдения:
- на первом этапе (вводная часть) необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время доля его первого осмотра. Дети должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить свое отношение.
-на втором этапе (основная часть), учитывая возрастные особенности детей, используются разнообразные приемы для выявления свойств и качеств, особенностей поведения, образа жизни, состояния растений;
- на третьем этапе (заключительная часть) подводится итог, обобщаются полученные знания.
2. Значение фиксации наблюдений
Фиксация наблюдений – это закрепление того, что дети наблюдали. Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы лучше запечатлились в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. В момент наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Постоянная, систематическая фиксация наблюдаемых явлений помогает развивать у детей наблюдательность, внимание, умение присматриваться к явлениям природы, замечать какие изменения происходят в природе со сменой времен года. Ведь для того чтобы фиксировать увиденное, ребенок должен хорошо рассмотреть, запомнить, не упустить важные детали. Фиксация наблюдаемого, помогает осмыслить последовательность и взаимосвязь природных явлений, развивает мышление. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках, календарях. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Примечание *
Проекционные зоны коры больших полушарий - это области в четырех долях мозга (лобной, теменной, височной, затылочной), где происходит обработка сенсорной информации.
Аассоциативные области коры больших полушарий – области коры больших полушарий, играющие важнейшую роль в обеспечении психических функций и целостных поведенческих актов.
3. Формы фиксации Фиксация природных изменений осуществляется в календарях погоды, календарях природы, дневниках наблюдений. Название той или иной формы зависит от того, что наблюдают и фиксируют дети. Если предметом их деятельности является погода, точнее изменения погоды, то данная форма должна называться календарем погоды. Если наблюдения ведутся за изменениями природы (неживой и живой в целом), то эта форма называется календарем природы. Для фиксации наблюдений за отдельными объектами природы, находящимися в уголке природы или на участке, ведутся дневники наблюдений. Например, можно вести дневники наблюдений за сезонной жизнью дерева, за ростом и развитием лягушки, за распусканием веточек тополя и т.д. 4. Способы фиксации наблюдений. Существующие способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:
Ментальные способы фиксации наблюдений. Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. К ним относятся приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти. Например: прием - ребенок рассматривает объект природы и составляет о нем устный рассказ; прием - ребенок внимательно рассматривает объект (явление), отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого педагог снова предлагает рассмотреть объект (явление) и самостоятельно внести исправления и уточнения. Как вариант исправления и дополнения могут делать другие дети или прием сравнения, который способствует более прочной фиксации образа в памяти детей и т.д. Графические способы фиксации наблюдений: использование готовых форм; изобразительные (зарисовывание, схемы, рисунки-прогнозы, обведение объектов, фотографирование и др.); письменные (запись рассказа педагога, запись рассказа ребенка, подбор литературного произведения).
3.
Практические способы фиксации наблюдений: фиксация натуральных объектов (гербаризация, объемное сохранение растений); фиксация времени протекания наблюдаемых процессов; фиксация звуков природы.
2