СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физиология кровообращения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия : знать   фазы  сердечного  цикла ,  верхушечный  толчок , тоны  сердца,  систолический  и  минутный   объем.

Просмотр содержимого документа
«Физиология кровообращения.»

Тема практического занятия : Физиология кровообращения

Задание № 1. Заполнить терминологический словарь:

Пульс


Ритмичность пульса


Напряжение


Наполнение


Минутный объём


Систолический объём


Артериальное давление


Систолическое давление


Диастолическое давление


Пульсовое давление


Тоны сердца


Задание № 2.

Выполните лабораторные работы.

Лабораторная работа №1.
Определение длительности сердечного цикла у человека по пульсу.

Для работы необходим секундомер.

Объект исследования – человек.

Проведение работы. Нащупайте пульс на лучевой артерии у себя или у товарища. Подсчитайте число пульсовых ударов за 60 с . Затем 60с. разделите на найденное число (чсс) и найдите среднюю продолжительность сердечного цикла. Выполните измерения в покое и после физической нагрузки (30 приседаний).

Результаты работы и их оформление. Отметьте, есть ли разница в продолжительности сердечного цикла в покое и после физической нагрузки. За счет, какой фазы сердечного цикла происходят эти изменения.

Лабораторная работа №2.
Экзогенные рефлексы на сердце. Опыт Данини – Ашнера.

У человека при надавливании на глазные яблоки частота сердечных сокращений обычно замедляется.

Для работы необходимы: секундомер, марлевые салфетки. Объект исследования – человек.

Проведение работы. У испытуемого определите (по пульсу) частоту сердечных сокращений. Экспериментатор через марлевые салфетки большими пальцами рук в течение 10 с медленно надавливает на оба глаза (не сильно!). Сразу после надавливания на глазные яблоки вновь подсчитывают ЧСС.

Результаты работы и их оформление. Отметьте в тетради ЧСС у испытуемого до и после надавливания на глазные яблоки. Дайте обоснование наблюдаемого рефлекса.

Лабораторная работа №3.
Измерение артериального давления у человека.

Для работы необходимы: тонометр, фонендоскоп. Объект исследования – человек.

Проведение работы. Измеряют артериальное давление аускультативным методом Н.С.Короткова и пальпаторным методом Рива-Роччи у испытуемого в покое и сразу после физической нагрузки (30 приседаний).

Результаты работы и их оформление.

  • Объясните, какое давление (систолическое или диастолическое) возможно измерить аускультативным и пальпаторным методами.

  • Сравните показания, полученные в результате измерения АД методами Рива-Роччи и Короткова.

  • Зная систолическое и диастолическое давление, вычислите пульсовое.

  • Объясните что отражает пульсовое давление.

  • Отметьте, как изменился уровень систолического, диастолического и пульсового давления после физической нагрузки. По полученным данным дайте оценку состояния сердечно-сосудистой системы испытуемого.

Лабораторная работа № 4.
Подсчет минутного объема сердца.

  • При сокращении каждый желудочек выбрасывает в среднем 70 – 80 мл крови. Количество крови, выбрасываемое правым и левым желудочками, одинаково.

Для работы необходимы: секундомер.

Объект исследования – человек.

Проведение работы.

Нащупайте пульс на лучевой артерии у себя. Подсчитайте число пульсовых ударов за 1мин. В покое и после физической активности. Рассчитайте МО сердца.

Результаты работы и их оформление.

Объясните, как изменится величина МО сердца после физической нагрузки, и почему.


Лабораторная работа №5.
Определение кровенаполнен
ие капилляров ногтевого ложа.

Для работы необходимы: секундомер, сантиметровая линейка.

Объект исследования – человек.

Проведение работы.

Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец и измерьте время, за которое он покраснеет.

Результаты работы и их оформление.

Рассчитайте скорость кровотока наполнения каппиляров ногтевого ложа по формуле: V = S/t, где S – длинна капилляров ногтевого ложа, t – время наполнения капилляров кровью, V – скорость кровенаполнения.

Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и в капилярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по этим сосудам разная.


Итоговый контроль.

  1. # Минутный объем сердца в покое составляет:
    1. 4-5 л/мин
    2. 5-6 л/мин
    3. 6-7 л/мин
    4. 7-8 л/мин

  2. # Наиболее крупные артерии, в которых оказывается небольшое сопротивление кровотоку, - это сосуды:
    1. магистральные
    2. резистивные
    3. емкостные
    4. шунтирующие

  3. # Мелкие артерии и артериолы, которые могут изменять кровоснабжение тканей и органов, - это сосуды:
    1. обменные
    2. резистивные
    3. емкостные
    4. шунтирующие

  4. # Сосуды, стенки которых обладают высокой проницаемостью, благодаря чему происходит обмен веществами между кровью и тканями, - это сосуды:
    1. резистивные
    2. емкостные
    3. истинные капилляры (обменные сосуды)
    4. шунтирующие

  5. # Сосуды, вмещающие 70-80 % всей крови, - это сосуды:
    1. магистральные
    2. резистентные
    3. обменные
    4. емкостные

  6. # Наибольшее сопротивление току крови наблюдается в сосудах:
    1. артериях
    2. артериолах
    3. капиллярах
    4. венулах

  7. # Давление, характеризующее степень тонуса артериальных стенок, - это давление:
    1. среднединамическое
    2. систолическое
    3. диастолическое
    4. пульсовое

  8. # Давление, отражающее состояние миокарда левого желудочка, - это давление:
    1. систолическое
    2. диастолическое
    3. пульсовое
    4. среднединамическое

  9. # Разность между величинами максимального и минимального давлений - это давления:
    1. систоличсекое
    2. среднединамическое
    3. диастолическое
    4. пульсовое

  10. # Сосудодвигательные центры симпатических нервов находятся в отделе мозга:
    1. спинном
    2. продолговатом
    3. среднем мозге
    4. коре большого мозга

  11. # Сосудодвигательный центр блуждающих нервов находится в отделе мозга:
    1. спинном
    2. продолговатом
    3. мосту
    4. коре большого мозга

  12. # Функцию своеобразного дублера сосудодвигательного центра выполняет:
    1. спинной мозг
    2. продолговатый мозг
    3. гипоталамус
    4. мост





3