Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры»
Формирование экологической культуры
В современном образовании должно стать приоритетным свободное творческое развитие личности. Необходимо помочь подрастающему поколению перевести знания в личностные ориентиры. Осознанное включение подростков в экологическую деятельность есть лучшее подтверждение развитости их экологической культуры.
В начале XXI века взаимосвязь природы и общества настолько возросла, что любое социальное явление необходимо рассматривать с точки зрения позитивного или негативного воздействия человека на природные условия. Никогда прежде состояние природы не зависело настолько от уровня культуры людей, степени их нравственности, В связи с этим, экологическую культуру необходимо рассматривать как уровень восприятия человеком природы, оценку своего положения в мире, отношение его к живой природе. Осознание человеком своей биосферной функции является смыслом экологической культуры, отказ от антропоцентризма и переход к биоцентрической системе взглядов - ее важнейшим признаком. Феномен «культурность», ее общий уровень многие специалисты трактуют с позиций такого проявления, как отношение человека к природе. В системе «природа - человек - общество» культура выступает интегрирующим началом. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества . Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество- природа». Человеческое отношение к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое человеческое существование с природными возможностями .
При работе с учащимися следует использовать доступные им мотивы охраны природы, соответствующие уровню их развития. Велико значение в экологическом воспитании гуманистических мотивов, развивающих чувство доброты и заботы о живом. Определенное значение имеют также научно-познавательные мотивы (охрана редких растений, животных, памятников природы), патриотические мотивы (природа и Родина неотделимы и через любовь к родной природе формируется любовь к Родине), эстетические мотивы охраны природы, воспитывающие чувство красоты. Практическая природоохранная деятельность школьников по охране природы и улучшению природной среды организуется в современной школе в многообразных специализированных формах: защита и воспроизводство леса, спасение молоди рыб в период весеннего паводка, охрана почвы и пресных вод, очистка окружающей среды и профилактика ее загрязнения. Экологические знания являются основой для практической природоохранной деятельности школьников. При этом экологическое образование рассматривается как образовательный процесс, формирующий у учащихся определенную систему ценностей, поведения, умения принимать осознанные решения в отношении к окружающей среде. Формирование экологической культуры подрастающего поколения предусматривает воспитание убежденности и готовности действовать в направлении рационального природопользования, что, в конечном итоге целью своей имеет реализацию стратегии эволюции человека и природы.
Экологически образованный и воспитанный ученик должен обладать навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно заботиться о сохранении экологической ситуации в пределах нормы, понимать сущность основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия воздействия человека на природу.
Формирование экологической культуры и воспитание новой ментальности личности возможно во многом благодаря экологическому образованию, поскольку именно оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их.
Воспитательное направление ставит целью научить школьников быть личностями, способными ориентироваться и активно воздействовать на окружающий мир, нести ответственность за свои поступки, быть любознательными и самостоятельными, уважающими окружающий нас мир, осознающими личную роль в нашем обществе.