СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Достижение дальнейших перспектив развития современного общества связывается с формированием экологической культуры граждан. Объектом  нашего исследования являлся процесс формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста, предметом - формы и методы работы по формированию экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста  

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста»

Ушакова В.С., преподаватель естественнонаучных дисциплин

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»


Формирование экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста

Достижение дальнейших перспектив развития современного общества связывается с формированием экологической культуры граждан. Она становится востребованной во всех сферах жизни человека - социальной, экономической, политической, духовной. Экологическая культура - это достаточно молодой термин, состоящий из двух компонентов: культура и экология. Изначально он понимался как отношения между обществом и природой, имеющие только природоохранную направленность, но в связи с изменениями и развитием общества экологическая культура стала рассматриваться не только как охрана природы, но и как формирование экологичной личности, которая готова следовать требованиям и нормам во взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому важнейшей задачей экологического образования и воспитания является передача подрастающему поколению культуры предыдущих поколений с целью ее использования, развития на этой основе системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности. Особенностью экологического образования и воспитания является направленность на развитие личностных качеств, позволяющих организовать жизнедеятельность на основе гармонии интересов природы, общества и человека. В связи с этим выбранная тема исследовательской работы является чрезвычайно актуальной, поскольку экологические проблемы являются глобальными проблемами человечества и требуют срочных способов их решения.

Объектом нашего исследования являлся процесс формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста, предметом - формы и методы работы по формированию экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста

Цель исследования: на основе анализа методической литературы выявить оптимальные формы и методы работы по формированию экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста.

Одной из основных учебных дисциплин, на которой обучающиеся могут получить и усвоить данные знания и умения, - это предмет «Окружающий мир», поскольку он непосредственно связан с изучением окружающей действительности, ее особенностями и способами сохранить эту уникальную среду.

Целью экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры человека и общества. Задачи формулируются в границах трех сфер:

  • образовательной - усвоение и накопление системы экологических знаний, умений экологической деятельности и поведения;

  • воспитательной - формирование эмоционального отношения к природе как универсальной ценности;

  • развивающей, приоритетом которой является становление экологически значимых личностных качеств [4].

Значение экологической культуры в жизни современного обучающегося достаточно велико и значимо, поэтому в процессе обучения и воспитания у него формируются такие компоненты, как экологическое сознание, эмоционально-чувственная сфера, экологическая деятельность и экологические отношения. Они позволяют получить экологические знания, умения, навыки через эмоциональные переживания, на их основе освоить экологическую деятельность и в результате их взаимосвязи установить экологические взаимоотношения. Также экологическая культура имеет ряд функций, которые способствуют пониманию значимости экологической культуры, ее влияние на жизнь людей, дальнейшее развитие природы и общества.

Формирование экологической культуры в младшем школьном возрасте имеет ряд особенностей. Во-первых, данный возраст наиболее благоприятен для формирования нового взгляда на природу за счет развития эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение обучающегося к природному и социальному окружению и к самому себе. Во-вторых, необходимо создание специальных условий, при которых возможна реализация всех трех уровней формирования экологической культуры: наблюдение и выражение своих отношений к природе, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе, использование рационального принципа в деятельности. В-третьих, важным компонентом процесса формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста является непосредственное взаимодействие с природой и социумом, наблюдение за ними, возможность преобразить их.

Для формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста необходима целенаправленная, систематическая работа.

Для поиска верного решения проблемы данного исследования нами были проанализированы две программы формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста: рабочая программа «Формирование экологической культуры, здорового образа жизни и безопасного образа жизни» авторов Гусака Е.В., Кабуловой Н.Ч., а также авторская программа по экологическому воспитанию для обучающихся 1-4-х классов "Экология для младших школьников" автора Матвеевой О. В.

Анализ программ по формированию экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста показал, что разрабатываются они на основе требований ФГОС НОО, с учетом экологических и общепедагогических принципов педагогики, возрастных особенностей обучающихся, направлены на формирование экологических норм, экологической деятельности, нравственных отношений, на ведения здорового образа жизни. Для достижения планируемых результатов используются различные формы и методы организации учебного процесса. Наиболее распространенными формами организации являются экскурсии, экологические акции и праздники, игры-путешествия, субботники, конкурсы. Они позволяют через практическую деятельность освоить теоретические знания и овладеть соответствующими умениями и навыками.

В программах выбраны основные направления, формы и методы реализации материала, которые позволяют грамотно организовать работу как с обучающимися младшего школьного возраста, так и с их родителями. Программы охватывают все основные виды деятельности обучающихся, что позволяет реализовать принцип системности. Направления учебно-воспитательной деятельности, такие, как «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души» ориентированы на приобщение обучающихся к определённым общечеловеческим ценностям с помощь различных мероприятий, творческих дел, взаимодействия с классом и родителями.

В основу работы положены игровые методы с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, используются и проектные и исследовательские методы работы, соответствующие современным требованиям.

Для реализации поставленных задач определены следующие направления работы:

  • познавательное направление, предполагающее проведение дидактических игр, бесед, заочных путешествий, викторин;

  • познавательно-развлекательное, включающее праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия;

  • практическое, которое заключается в посадке растений, озеленении класса, подкормке птиц;

  • исследовательское направление предполагает экскурсии, наблюдения, опыты.

Помимо осуществления деятельности по охране окружающей среды, в программах предусматривается реализация патриотического аспекта, формирующего представления о том, что беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит, беречь свой дом, свой край, свою Родину, а охранять природу - значит охранять Родину.

При формировании экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира целесообразно использовать разнообразные методы и приемы обучения, например, словесные методы: рассказ учителя, чтение художественных природоведческих книг, беседы экологического содержания. С их помощью конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. При использовании словесных методов учитель учитывает способность обучающихся к пониманию речи, длительному, произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами, позволяющими реализовать дидактический принцип наглядности. Наглядные методы характеризуются тем, что в процессе их применения используются наглядные пособия с целью получения новых знаний. Например, при демонстрации и анализе картин решаются задачи по уточнению представлений учеников о данных объектах и явлениях природы, по формированию их эстетического восприятия.. Для демонстрации также широко применяются ресурсы интерактивной доски, демонстрация видеофильмов, интернет-ресурсы.

Но наиболее важными в процессе формирования экологической культуры являются, конечно же, практические методы, такие, как наблюдение, практические работы и опыты, использование дидактической игры, моделирование и проектирование.

Наблюдение - это процесс, который целенаправленно употребляется для восприятия предметов, явлений окружающего мира. Он достаточно сложный, поскольку в нем принимают участие такие познавательные процессы, как речь, мышление, восприятие и устойчивое внимание. Педагог организует различные виды наблюдения, в основном при ознакомлении с растительным и животным миром, при наблюдении за погодой, различными трудовыми работами. Такие виды наблюдений проводятся в основном на экскурсиях.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение, он формирует у обучающихся заботливое и бережное отношение к природе. Воспитывать ответственное отношение к труду, к природе возможно лишь при условии, что обучающиеся владеют трудовыми навыками и осознают значение своего труда. Педагог учит их при достижении поставленных целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Его организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Это может быть озеленение пришкольного участка и уход за растениями, изготовление и развешивание скворечников, подкормка птиц.

Важнейшей формой работы в начальной школе является игровая деятельность. Дидактические игры уточняют и закрепляют изученный материал, расширяют познания о предметах, явлениях природы. Многие игры подводят обучающихся к обобщению и классификации, способствуют укреплению отношений в коллективе, развивают память, внимание, наблюдательность, учат использовать полученные знания в новых условиях, обогащают экологический словарь. Подвижные игры позволяют провести урок в интересной и веселой форме, например: подражать повадкам животных, их образу жизни, а в некоторых можно показать явления живой и неживой природы. Творческие игры отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни. Одним из видов творческих игр является моделирование с использованием природных материалов: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них обучающиеся, созидая, познают свойства и качества материалов.

Большую роль в формировании экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста играет метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И. В. Цветкова подчеркивает, что «метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду». Проектная деятельность способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их самостоятельности и социализации. Метод проектов позволяет обучающимся самостоятельно добывать знания, проводить опыты и другие различные виды работы под руководством учителя, активно участвовать в природоохранной деятельности.

Определенная тематика проектов может способствовать формированию экологической культуры младших школьников, например, «Охрана водоемов нашего края», «Насекомые и их знакомые», «Зеленая аптека», «Герои «Лесной газеты» В.Бианки» и другие.

Таким образом, для формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста необходимо применять разнообразные формы и методы работы. Только комплексное использование уроков и различных видов внеурочной деятельности (экскурсии, экологические акции и праздники, игры-путешествия, субботники, конкурсы) в сочетании с различными методами обучения, в первую очередь практическими, позволит эффективно решить данную проблему.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования / Коллектив авторов. - «Интермедиатор», 2022. - 160 с.

2. Андрусякова, И. П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников // Молодой ученый. - 2018. - № 1. - С. 118-120.

3. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. - 2022. - №4. - С. 66-71.

4. Жилина, М.А., Меметова, Л.Ш. Воспитание основ экологической культуры младших школьников // Теория и практика современной науки. - 2018. - № 5. - С. 273-277.

5. Макарова, В.Н. Особенности формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - № 4. - С. 137-140.

6. 25. Матвеева, О.В., программа «Экология для младших школьников» [Электронный ресурс] https://моу41тольятти.росшкола.рф