«Формирование функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность». (Из опыта работы).
Одним из методов и способов формирования функциональной грамотности школьников является проектно- исследовательская деятельность. У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы проекта на основе конкретного содержания предмета.
Тема должна быть интересна ребенку, оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, раскрывают свой творческий потенциал.
Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок. Это были краткосрочные проекты. Постепенно уровень сложности повышался.
Дети моего класса получили задание подготовить творческий проект по теме; «Моя любимая сказка». Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Для примера рассмотрим проект ученика.
После того, как выбрана тема, был этап постановки целей и задач проекта.
Гипотеза исследования – чему учит сказка про Колобка?
Следующий этап проекта – это организация исследования.
Без развития информационной грамотности нельзя полноценно реализовать проект. Для этого нужна дополнительная информация. Дети учились определять с помощью учителя и родителей возможные источники информации (словари, справочники, энциклопедии, Интернет), анализировали информацию, отбирали нужное.
В данном проекте информация из словаря Даля коснулась слова КОЛОБОК.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность детей, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
В нашем мире ребенку очень важно встречаться с добром и злом в чистом виде. В своей работе ученик рассуждает о том, что в жизни человек или герой сказки сталкивается с добром и злом.
Социальная грамотность готовит ребенка адаптироваться к различным социальным ситуациям, уметь предвидеть последствия поведения, развивать личностные качества, обеспечивающие ответственность за свои поступки.
Обобщив знания и наблюдения, ученик сделал выводы:
Нельзя доверять незнакомцам. Это может быть опасно!
Сказка учит тому, что нужно слушаться родителей.
В проекте включены пословицы, в которых отражается жизненный опыт народа. А также загадки.
Важной частью работы ученика стало создание совместно с родителями семейного театра «Поиграем в сказку». Входя в образ, ребенок играет роли, стараясь подражать тому, что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
В конце вся семья ученика проявила творчество в практической части – изготовление колобков.
На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют. В процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».