СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в начальных классах»

15.02.2022 год


ТЕМА СЕМИНАРА- ПРАКТИКУМА:


Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях.


(Слайд 1)Тема выступления: Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка.


(Слайд 2) В современном динамически развивающемся обществе значительно
расширилось содержание понятия «грамотность». Наряду с традиционной
интерпретацией грамотности (умение человека читать,
писать и производить арифметические расчеты) стало активно
использоваться понятие «функциональная грамотность».

(Слайд 3) Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

(Слайд 4) Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

(Слайд 5)

(Слайд 6) Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач

(Слайд 7) Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами.

(Слайд 8) Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как игра, проекты….

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
(Слайд 9) Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые. 


(Слайд 10) Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

Однако чтение и аудирование - одни из самых необходимых функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) - продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).

(Слайд 11) Для понимания устной информации (телевидение, радио, Интернет, объявления) учащимся необходимо развивать навыки аудирования.

Понимание воспринимаемой на слух речи, умение различать звуки, определять их смысл, удерживать их в памяти во время слушания позволяет внимательно вслушиваться в звучащую речь и воспитывать культуру слушания на иностранном языке.

На уроках, когда идет обучение аудированию, как виду речевой деятельности, используются специальные упражнения. Это упражнения, развивающие умение соотносить часть и целое в процессе восприятия на слух, находить в речи главную мысль, основное содержание, понимать целое, обращать внимание на отдельные элементы.

(Слайд 12) Рассказать что к учебнику прилагается аудио…

  (Слайд 13)   Для введения и тренировки лексического и грамматического материала использую информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием текстов. В начальной школе  чаще всего использую сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение: текст должен быть интересен; содержать неизвестную, но актуальную информацию; уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст; незнакомые слова должны быть представлены в сносках; объем текста; шрифт; текст должен развивать кругозор и не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами; иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста; текст должен быть структурирован; содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

(Слайд 14-15) Я использую следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  1. Определить по заголовку тему текста;

  2. Найти ответы на вопросы.

  3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.

  4. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

   (Слайд 16-17) Я соглашусь с тем, что изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучением грамматики. Основные грамматические структуры вводятся в начальной школе. Важной задачей является, чтобы они поняли то или иное грамматическое явление и правильно употребляли его в речи. При объяснении грамматического материала обязательно использование наглядности. Грамматические структуры усваиваются как при выполнении упражнений на то или иное правило, так и в процессе речи (устной, письменной, монологической, диалогической). Многократное использование грамматических структур с разной лексической направленностью приводит к тому, что учащиеся начинают пользоваться всё новыми и новыми грамматическими структурами, употребляя их в ответе, вопросе, рассказе, пересказе, не задумываясь над построением предложений или формами слов. Так закладываются прочные основы свободного владения языком.

        С первого года изучения английского языка, в начале урока обязательна фонетическая зарядка (например,стихотворение, песенка или рифмовка, содержащие изучаемую грамматическую структуру). Такая фонетическая зарядка способствует быстрому запоминанию стихотворения, а значит – и грамматических структур.

     


Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.