Тема: Формирование метапредметных результатов через различные формы, методы, приемы.
Морозова И.Г. Учитель русского языка и литературы
Анализ графической информации.
Концептуальное колесо.
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащиеся подбирают синонимы к слову (теме), находящихся в ядре понятийного «колеса», и вписывают в секторы колеса. Задание выполняется индивидуально или в группе. Данный приём обогащает лексический запас ученика.
Одним из приоритетных направлений современного урока является внедрение мультимедийных технологий в его структуру.
Мультимедия - совокупность компьютерных технологий, при которых используются одновременно несколько информационных средств:текст, графика, видео, фото, анимация , звуковые эффекты.
Графические приемы на уроках русского языка и литературы.
Кластер(гроздь) - позволяет в систематизированном виде представить
большие объемы информации, вовлекает в процесс всех участников,
формирует умение выделять главное, сравнивать, анализировать,
переходить от частного к общему.
Конструктивная таблица (Знаем-Хотим узнать- Узнали.)
Данный прием обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Инсерт- прием технологии критического мышления. Аббревиатура. Интерактивная, размечающая система эффективного чтения и размышления. Учащиеся ставят значки на полях , если в тексте что-то приковывает внимание по какой-либо причине. По результатам разметки может быть составлена таблица, в которую в виде тезисов заносятся сведения из текста.
Пирамида рассказа- Этот прием используется при изложении содержания текста или темы . Верхушка пирамиды представляет главного героя или название темы, далее в 2-х словах предлагается описание, в 3-х словах – описать место действия, в 4-х и последующих – основные события и развязку.
Фишбоун
Графический способ передачи информации, направленный на развитие критического мышления. Позволяет наглядно обозначить проблему, причины, факты и сделать выводы.
1.Лицей
2. Императорский, Царскосельский
3. Санкт-Петербург, Царское село, дом
4. Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант
5. Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить
6. Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения
7. Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной
8. Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество
Карта памяти -интегрирует изображение, цвет и символ -это можно назвать методом «целостного мышления»
Анализ звуковой информации.
На уроках литературы мультимедийные технологии используются на этапе осмысления и анализа текста. Это могут быть следующие приемы:
- Музыкальное сопровождение (Например, при анализе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в качестве фона урока используется «Грибоедовский вальс», перед анализом рассказа Л.Н.Толстого «После бала» фоном включается мазурка).
- Экранизация русской классики
- Прослушивание произведений авторов русской литературы в исполнении мастеров художественного слова
- Видеофрагменты – после просмотра видеофрагмента, учащиеся отвечают на вопросы к фрагментам , обсуждают увиденное ,
выражают свое мнение.
Заочные экскурсии.
При изучении произведений можно совершить виртуальные заочные экскурсии по литературным местам. Используя данные ресурсы, можно посетить Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!