Просмотр содержимого документа
«Формирование основ экологической культуры дошкольников»
Формирование основ экологической культуры дошкольников Автор: Филизова Алла Александровна
МБДОУ ЦРР детский сад №15 «Юсишка» г. Ставрополя.
Целевые ориентиры данной работы базируются на положении пункт 4.6. ФГОС ДО «... ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы … склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социально мире … элементарными представлениями из области живой природы, естествознания …». Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления потребительского отношения человека к природе, негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственно - ценностного опыта. Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней. В каждом ДОУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения – это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. А природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия. Основные причины, побудившие меня обратиться к данной теме: 1. Необходимость раннего приобщения дошкольников к изучению природы через знакомство с комнатными растениями как средством в решении одной из основных задач воспитания: формировании культурно-экологического сознания дошкольника как базиса личностной культуры. 2. Востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественно-научном направлении, в интеграции природы и творчества воспитанников. 3. Назрела потребность общества (социальный заказ) в интерьерном и ландшафтном озеленении, возрос интерес детей к деятельности специалистов данного направления – цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер. В основе рассматриваемого вопроса лежат противоречия между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием комнатных растений в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений, недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса. Названные противоречия определили проблему: низкий уровень экологической культуры дошкольников. Одним из путей решения является организация целенаправленной систематической работы по формированию основ экологической культуры на материале ознакомления с комнатными растениями через инновационные методы и приемы. Тема моего опыта «Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями». Цель: создание условий для формирования у детей гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями. Достижение поставленной цели осуществляется через задачи: - расширить, уточнить и систематизировать знания дошкольников о комнатных растениях: внешнем виде, строении, особенностях приспособлении к среде обитания, истории происхождения; создание оптимальные условиях для роста и развития растений; - способствовать формированию практических умений и навыков при работе с растениями в процессе исследовательской и опытнической деятельности; - создать условия для формирования и развития творческих способностей обучающихся, через овладение основами цветоводства, применение растений в оформлении интерьера и природных композиций. Новизна опыта заключается в создании условий для непосредственного контакта ребенка с «живыми» объектами природы. В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получили возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под руководством взрослого сделать выводы, произвести обобщение. Но самое важное применение цветов – это эстетическое наслаждение. Цветы обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе, являясь источником красоты и положительных эмоций, таким образом, выполняя важную средообразующую функцию. Система работы реализуются через методы и принципы организации воспитательно-образовательного процесса: Методы обучения: - Словесный: рассказ, объяснение, беседа, указания, пояснения, чтение худ. литературы, метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент). - Наглядный: демонстрация, показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ трудовых приёмов педагогом. - Практический: трудовая деятельность, самостоятельная работа, дидактическая игра, дидактическая игра, конкурсы и викторины, экологические праздники и природоохранные акции и др. Принципы организации воспитательно-образовательного процесса: - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - наглядность; - сознательность и активность; - доступность; - научность; - систематичность и последовательность; - связь теории с практикой; - вариативный подход. Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков: 1) занятия, как специально организованная форма обучения; 2) совместная деятельность воспитателя с детьми; 3) самостоятельная деятельность детей. В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт. В ходе ООД проводятся: - наблюдения за комнатными растениями; - изобразительная деятельность (особенно в старших группах); - обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений; - составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т.п.; - занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр; - экскурсии. 2-й блок: совместная деятельность воспитателя с детьми: - наблюдения в уголке природы; - дидактические игры; - рассказы воспитателя или чтение художественной литературы; - беседы с детьми; - рассматривание иллюстраций в книгах ( справочников и энциклопедий комнатных растений); - несложные опыты; - просмотры видеофильмов; - работы с моделями; - различные виды изобразительной деятельности. 3-й блок: самостоятельная деятельность детей: - поручения воспитателя по несложному уходу за растениями; - самостоятельная изобразительная деятельность; - рассматривание иллюстрированных альбомов и книг. Работа, проведённая в рамках реализации задач по формированию основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями, позволила получить следующие результаты: - у детей развит познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдения, с удовольствием выполняют поручения воспитателя, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказ воспитателя. - развиты эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту комнатных растений. Дети замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Охотно участвуют в украшении помещения - расстановке растений, кашпо. - развито понимание того, что комнатные растения - живые существа, дети могут заметить и неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли), обнаружить недостаточные условия для их жизни и устранить их. Для достижения хороших результатов неоднократно возвращалась к одной и той же теме. При этом на каждом следующем занятии не только повторяла ранее полученные знания, но и вводила что-то новое, интересное, познавательное.