Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий»
Формирование познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий Выполнила учитель начальных классов Сечина Г. П.
Актуальность исследования
- Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний .
- В связи с этим возрастает значимость познавательного интереса младших школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы формирования познавательного интереса младших школьников.
Задачи:
- проанализировать сущность понятия познавательный интерес и выявить особенности формирования в младшем школьном возрасте;
- выявить возможности игровых технологий как средства формирования интереса младших школьников;
- определить критерии познавательного интереса младших школьников и выявить уровень их выраженности;
- разработать и экспериментально апробировать программу формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий.
- Объект исследования : формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
- Предмет исследования : программа формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий.
База исследования: Зыбинская ОШ 1-3 ст. Белогорского р-на
Понятие «познавательный интерес»
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека;
- проявление его умственной и эмоциональной активности;
- активатор разнообразных чувств;
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Особенности формирования познавательного интереса младших школьников
В этом возрасте происходит:
- смена образа жизни ( новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебная деятельность);
- формирование основной структуры учебной деятельности, ее субъекта, развивается желание и умение учиться.
Формирование познавательного интереса у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности.
- Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
- Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью.
Игровые технологии
- Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
- Это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, стимулирующая познавательную активность детей.
- В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание , планирование , реализации цели , а также анализ результатов , в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Критерии, показатели и задания для проверки исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников
Уровни сформированности познавательного интереса у младших школьников:
Уровень
Экспериментальный
класс, %
Высокий
Контрольный
класс, %
16,7
Средний
39,8
14,8
Низкий
38,6
43,5
46,6
Диагностические методики исследования
Разработанная нами программа формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий позволяет:
- формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности;
- формировать ценностное отношение к интеллекту;
- развивать у детей навыки частично-поисковой деятельности;
- создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.
Основное назначение – вызвать интерес младших школьников, дать возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности .