СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий»

   Формирование познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий    Выполнила учитель  начальных классов    Сечина Г. П.

Формирование познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий Выполнила учитель начальных классов Сечина Г. П.

Актуальность исследования Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических  знаний . В связи с этим возрастает значимость познавательного интереса младших школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Актуальность исследования

  • Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний .
  • В связи с этим возрастает значимость познавательного интереса младших школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
 Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы формирования познавательного интереса младших школьников.  Задачи: проанализировать сущность понятия познавательный интерес и выявить особенности формирования в младшем школьном возрасте; выявить возможности игровых технологий как средства формирования интереса младших школьников; определить критерии познавательного интереса младших школьников и выявить уровень их выраженности; разработать и экспериментально апробировать программу формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы формирования познавательного интереса младших школьников.

Задачи:

  • проанализировать сущность понятия познавательный интерес и выявить особенности формирования в младшем школьном возрасте;
  • выявить возможности игровых технологий как средства формирования интереса младших школьников;
  • определить критерии познавательного интереса младших школьников и выявить уровень их выраженности;
  • разработать и экспериментально апробировать программу формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий.
Объект исследования : формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Предмет исследования : программа формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий.
  • Объект исследования : формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
  • Предмет исследования : программа формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий.
База исследования:  Зыбинская ОШ 1-3 ст. Белогорского р-на

База исследования: Зыбинская ОШ 1-3 ст. Белогорского р-на

Понятие «познавательный интерес»  Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, рассматривается как: избирательная направленность внимания человека; проявление его умственной и эмоциональной активности; активатор разнообразных чувств; активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру; специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

Понятие «познавательный интерес»

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека;
  • проявление его умственной и эмоциональной активности;
  • активатор разнообразных чувств;
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.   Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Особенности формирования познавательного интереса младших школьников  В этом возрасте происходит: смена образа жизни ( новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебная деятельность); формирование основной структуры учебной деятельности, ее субъекта, развивается желание и умение учиться.   Формирование познавательного интереса у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности.   Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.  Любознательность  — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью.

Особенности формирования познавательного интереса младших школьников

В этом возрасте происходит:

  • смена образа жизни ( новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебная деятельность);
  • формирование основной структуры учебной деятельности, ее субъекта, развивается желание и умение учиться.

Формирование познавательного интереса у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности.

  • Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
  • Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью.
Игровые технологии  Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.  Это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, стимулирующая познавательную активность детей. В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание , планирование , реализации  цели , а также анализ результатов , в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Игровые технологии

  • Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
  • Это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, стимулирующая познавательную активность детей.
  • В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание , планирование , реализации цели , а также анализ результатов , в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Критерии, показатели и задания для проверки исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников

Критерии, показатели и задания для проверки исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса у младших школьников: Уровень Экспериментальный класс, % Высокий Контрольный класс, % 16,7 Средний 39,8 14,8  Низкий 38,6 43,5 46,6

Уровни сформированности познавательного интереса у младших школьников:

Уровень

Экспериментальный

класс, %

Высокий

Контрольный

класс, %

16,7

Средний

39,8

14,8

Низкий

38,6

43,5

46,6

Диагностические методики исследования

Диагностические методики исследования

Разработанная нами программа формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий позволяет: формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности; формировать ценностное отношение к интеллекту; развивать у детей навыки частично-поисковой деятельности; создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.  Основное назначение – вызвать интерес младших школьников, дать возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности .

Разработанная нами программа формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий позволяет:

  • формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности;
  • формировать ценностное отношение к интеллекту;
  • развивать у детей навыки частично-поисковой деятельности;
  • создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.

Основное назначение – вызвать интерес младших школьников, дать возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности .