СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание на уроках физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание на уроках физической культуры»


ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



С введением Федерального государственного образовательного стандарта возникли определенные проблемы в системе оценивания.
Оценки являются не только инструментом рейтинга, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений учеников, максимально гибко работая с отметками.

Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и  их активности. Для одного ребенка определенная отметка - это всего лишь элементарный показ своих способностей, а для другого - приложение определенных усилий и стараний.

Столкнувшись с современными требованиями преподавания урока, я столкнулась с проблемами…

  • Как правильно оценить учащегося, чтобы ему была понятна отметка и при этом не пропало желание заниматься физической культурой;

  • Зачем учителю оценивать учащихся и нужно ли это ученику?

Понятие «Формирующее оценивание»  – процесс определения индивидуальных достижений каждого учащегося на основе сбора и анализа данных, используемых для корректировки деятельности каждого учащегося с целью достижения запланированного результата.

На каждом уроке происходит так называемая «Формирующая оценка» после каждого выполненного этапа или упражнения.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им: 

  • оценить, насколько они приблизились к цели (степень достижения), 

  • то сделано хорошо, неверно или недостаточно хорошо, уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Существуют следующие критерии в системе оценивания:

  • Внешняя оценка – оценивание учеником, группой, экспертом, учителем отдельно взятого упражнения;

  • Ученик сравнивает свои действия с эталоном (показ учителя, демонстрация слайда, наглядные пособия, способный ученик);

0- не справился с задание

1-справился частично

2 -справился

Я на своих уроках применяю несколько способов формирующего оценивания.


Светофор

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.


Сигналы рукой

Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) ƒ

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) ƒ

Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.


Проверка ошибочности понимания

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.


Словесная оценка (устная обратная связь)

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.


Упражнение на проверку усвоения нового материала

Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например:

(1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите и покажите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»


Внутренний и внешний круг

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.


Самооценивание

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.


Две звезды и желание (взаимооценивание)

Применяется при оценивании творческих работ учащихся. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».


Карточка достижений

Также в своей работе мы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями.


Преимущества формирующего оценивания:

  • Позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса

  • Не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга

  • Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании

  • Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания

  • Повышает значимость контрольных, зачетных уроков

  • Легко адаптируется под любую шкалу оценивания

Вывод: Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата (эталона).


Технологическая карта урока физической культуры

по баскетболу в 4 классе

 

Учебная задача: Как научиться ведению мяча по прямой?

Цель урока: формирование УУД: регулятивных (коррекция, самооценка), коммуникативные (оценка действий другого) на учебном материале техники «ведения мяча по прямой».

Задачи урока:

1.             Поиск ощущений правильного выполнения ведения мяча на месте и по прямой.

2.             Определение точек контроля при выполнении ведения мяча по прямой.

3.             Приступить к формированию самооценки техники выполнения «ведения мяча по прямой».

4.             Приступить к формированию умения объективно оценивать действия другого ученика.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Учебные действия

Получаемый результат

Построения

Построение уч-ся в одну шеренгу - сообщение учебной задачи.

Перестроение уч-ся в круг – ПИ «Поймай мяч» для активизации мозговой деятельности учеников

 

 

 

 

Концентрация внимания учащихся на выполнении упражнений

Подготовка организма к работе

Даёт задание выполнить: ходьбу (на носках, на пятках, перекатным шагом);

бег в медленном темпе (во время бега на 6 своих шагов выполнять вдох и на 5 выдох). Для разогрева основных групп мышц выполнить ОРУ на месте (учитель ведет счет, а каждый ученик выполняет свое упражнение по заданию, например «упражнение для разогрева крупных групп мышц ног»; интересные упражнения учитель просит показать ребятам для повтора.)

 

КУУД: действие по инструкции.

Насыщение организма кислородом.

 

Мышцы разогреты.

Наблюдение за различными вариантами ведения мяча на месте и в движении по прямой

Перестроение в 2 шеренги. Даёт задание:

Ведение мяча на месте  правой и левой рукой с пояснением «Рука как можно дольше сопровождает мяч и как можно раньше встречает его»

Выявляет выполнение «пальцы кисти сомкнуты», «ведение согнувшись вперед», «ведение с отскоком мяча выше уровня пояса» и предлагает ребятам попробовать выполнение этими способами. Предлагает выбрать наиболее удобный способ.

Напоминает о «правильной постановке кисти» и положении туловища, но не говорит как именно.

После выполнения данного действия задает вопрос, «какие кинестетические ощущения сопровождали ребят во время работы?», «что можно было определить на слух?»

Выполнить 10 ударов мяча в пол с последующей передачей партнеру.

Ведение мяча в движении (мяч толкнуть в пол и догнать его на скорости) с обводкой партнера правой рукой справа и наоборот. Вернуться на исходную точку и выполнить передачу партнеру.

Задает вопрос «Какое вновь возникшее ощущение в работе кисти может помочь

наиболее эффективно выполнять действие?».                              

 

 

 

РУУД: коррекция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время ведения поочередно переводит взгляд на мяч, на партнера.

 

 

Выполнение действия с последующим обсуждением и выходом на контрольные точки:

1 Кисть с максимально расставленными пальцами (нет возможности расставить их шире), большой палец направлен в сторону туловища.

2 Кисть работает мягко «как у кошки лапка», ладонь не касается мяча (не слышно шлепков по мячу).

3 Отскок мяча примерно до уровня пояса.

4 Туловище в прямом положении.

 

 

 

 

 

чувствуют одновременный контроль мяча и партнера.

 

 

Выполнение действия с последующим обсуждением и выходом на контрольную точку

5 ощущение, что приходится догонять мяч и проталкивать его вперед, мяч выпускается под углом.

Выявление наиболее качественной и эффективной техники ведения учеников

Просит уч-ся вспомнить и перечислить контрольные точки выполнения техники ведения мяча по прямой.

.Задание: первый уч-ся выполняет ведение мяча по прямой вокруг 4 фишек по спортзалу, а второй в это время наблюдает и пробует оценить; затем партнеры меняются ролями.

Учитель просит ребят в диалоге обсудить результаты работы. Вопрос: совпала ли ваша оценка с оценкой партнера? Какие ошибки были (по контр. точкам)?

РУУД: самооценка, взаимооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

КУУД

 

РУУД

Умение выбрать критерии для оценки техники ведения мяча по прямой и умение оценить себя и партнера  по контрольным точкам.

 

 

Умение вести диалог, анализировать

Рефлексия учащихся.

Задает вопросы о ходе проведения урока: По каким контрольным точкам мы сегодня работали? Какие контрольные точки было соблюдать легче всего? сложнее всего? почему?

Рефлексируют процесс урока и результат.

Умение высказать:

 

 

Список литературы:

  1. Волосатых О.О. Компетентностный подход в преподавании физической культуры в начальной школе на примере использования исследовательского метода при работе с детьми : моногр. / О.О. Волосатых, А.М. Тихонов; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2012. – 194 с.

  2. Ганиева Ф.В., Исматуллаев Х.А. Методы и средства воспитания физических качеств в баскетболе. Метод.рекомендации. Т., 1996.

  3. Кечкин Д.Д. Диагностика сформированности универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности / Д.Д. Кечкин, А.М. Тихонов // Теория и практика физической культуры. – 2013. – №4. – С. 33.

  4. Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.

  5. Портнов Ю.М. Спортивные игры и методика преподавания. М., ФиС, 1986.


5