Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание»
Одна из важных задач, которые ставит перед собой учитель РО – научить ребёнка самостоятельно оценивать свою работу.
Такую задачу не ставит перед собой учитель, который работает «по традиции». Там всегда учитель сам оценивает работу ученика и ставит за неё какую-то отметку.
Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Что же это такое? На мой взгляд - это и самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения, в выборе заданий, которые ребёнку предлагаются и вообще – в организации своей учебы. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ребёнок сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. На это нацелены стартовые и диагностические работы. Они дают понять, что получилось, а что не получилось, и, в результате анализа, понять, что нужно предпринять для того, чтобы устранить недостатки. Проверочные работы тоже могут быть нацелены на решение этой задачи в том случае, если в них заложены разные уровни сложности, и ребёнок вправе выбрать посильный для него уровень.
Задача эта очень непростая, мы решаем её постепенно, а не «с лёту». Сначала ребёнок оценивает свою работу по «своей линеечке» или шкале, а рядом - шкала, по которой его оценил учитель. Критерии оценивания должны быть обсуждены вместе с детьми и понятны детям, лучше, если даже введены совместно с учениками. Очень важно, чтобы была налажена постоянная обратная связь от учителя к ученику, и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы ребёнок может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. После того, как ребёнок поймёт, как он может себя оценивать, увидит, что его оценка почти не отличается от оценки учителя, ему предлагается обменяться тетрадками с соседом и оценить его работу. Взаимооценка обязательно должна присутствовать в практике формирующего оценивания – очень важно учиться работать вместе, учиться друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища. И наоборот - я могу показать товарищу, чего ему недостаёт для успешного выполнения работы.
С какого-то момента учитель уже дает ребятам задания, побуждающие к самостоятельным оценочным действиям и осмыслению проявившихся в ходе оценивания результатов. Так, например, если в 1-2 классе учитель сам прописывал в оценочном листе возможные ошибки, то с 3-го класса ученики сами прописывают в оценочном листе те проблемы, с которыми они столкнулись в ходе выполнения работы. Правда, учитель должен ему «помочь» увидеть проблему. Не исправить допущенную учеником ошибку, а поставить рядом с этим заданием какой-то специальный знак, чтобы ребёнок понял,что это задание он должен перепроверить.
Это мой взгляд на формирующее оценивание.
Очень жду откликов. К критике отнесусь с пониманием.