СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одарённый ребёнок в классе - подарок учителю или дополнительная работа? об этом - в разработке.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с одарёнными детьми»

МБОУ «Крымская школа-гимназия»

Сакского района Республики Крым











«Формы и методы работы

с одарёнными детьми в начальной школе»
















Учитель начальных классов

Майструк Н.В.





2017 г.


Содержание

  1. Вступление ____________________________________________3

  2. Общая характеристика одарённого ученика _________________4

  3. Условия успешной работы с одарёнными учащимися _________5

  4. Принципы педагогической деятельности в работе

с одарёнными детьми____________________________________6

  1. Формы и методы работы с одарёнными детьми______________7

  2. Заключение____________________________________________11



























  1. Вступление


Без труда талант - это фейерверк:

на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.

Морис Мартен дю Гар


Ребёнок не рождается бесталанным. Каждый ребёнок талантлив по своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме и дать им прорасти. При этом помнить, что знания, полученные самостоятельно - более прочные, чем полученные в готовом виде от преподавателя.



















  1. Общая характеристика одарённого ученика.

Одаренный ученик

- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие"вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

  • Не могут четко развести реальность и фантазию.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.


  1. Условия успешной работы с одарёнными учащимися.

Заниматься с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений нашей работы.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

  • иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.


При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.


  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


  1. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны


Методы работы:

  1. исследовательский;

  2. частично-поисковый;

  3. проблемный;

  4. проективный;

  5. синектика.


Исследовательский методметод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.


Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.


Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.


Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.


Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма.


Формы работы:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

  • консультирование по возникшей проблеме;

  • дискуссия;

  • ТРИЗ;

  • игры.


ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

"Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • НОУ

  • конкурсы;

  • проекты по различной тематике;

  • ролевые игры;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах разного уровня;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности.

В контексте обучения математике учащихся, ориентированного на развитие одаренных детей можно рассматривать понятия «одаренность ребенка» как «ребенок, обладающий высокими математическими способностями», так как в предлагаемых определениях основных понятий одаренности и способностей можно выделить ряд общих существенных признаков: как правило, это –

  • высокий уровень умственного развития (интеллекта),

  • определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности.


   Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
                                                                                    А. Н. Колмогоров

 


Российский психолог В.А. Крутецкий предлагает следующее определение специальных способностей: «Специальные способности – это индивидуально психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения определённым .учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики, русского языка и т.д.».

Так как основной формой работы является все же урок, то продумывая ход урока, надо стараться преподносить учебный материал в виде творческого диалога с учениками. Можно, конечно, построить урок традиционно, то есть объяснить материал, а потом заставить его выучить, а можно иначе – сформулировать классу утверждение (или же предложить детям выдвинуть гипотезы по изучаемому материалу), а потом предложить подумать, как доказать его правильность.

Тем самым вынуждать ребят участвовать в творческом открытии, что может помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. Важно направить одаренного школьника не столько на получение определенного объема знаний, сколько на творческую его переработку, воспитывая способность мыслить самостоятельно на основе научного материала. Это и учит их творчески относиться к предмету как науке, дает больше возможностей для самореализации личности, самоутверждения и веры в свои силы и способности.



Основные задачи, которые решаются учителями в процессе обучения, это:

  • выявлять и развивать продуктивное, эвристическое, творческое и креативное мышление учащихся;

  • формировать устойчивую мотивацию к учению и самосовершенствованию;

  • обучать навыкам самообразования и научно-исследовательского труда;

формировать внутреннюю потребность в непрерывном самосовершенствовании.

Система задач по развитию компонентов математических способностей и активного самостоятельного творческого мышления одаренных детей:
• задачи с не сформулированным вопросом;
• задачи с недостающими данными;
• задачи с лишними данными;
• задачи с несколькими решениями;
• задачи с меняющимися содержанием;
• задачи на соображение, логическое мышление.






  1. Заключение.

Работа со способными или одарёнными детьми является одной из самых важных в работе каждого учителя . Заметить, выявить способного ребёнка не всегда просто, это довольно длительный процесс. Для этого надо пристально наблюдать за его пристрастиями, успехами маленькими победами в учёбе, начиная с самого раннего возраста. Причём эти способности, увлечения и пристрастия вполне могут поменяться, смениться другими.


«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»




Для привития любви к учёбе, интереса к ее понятиям и методам следует демонстрировать школьникам яркие, эффектные, желательно неожиданные применения методов работы в их личной практике. Это касается не только таких личностных проявлений, как мировоззрение, интересы, способности, но и его нравственного облика, эмоционально- волевых качеств, характера.

«В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить."

Сократ




13