СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы, методы и приемы работы со слабоуспевающими учениками

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю найти нужные приемы в решении вопросов успеваемости

Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и приемы работы со слабоуспевающими учениками»

Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими неуспевающими учениками    Подготовила  Андреева Е.А.,учитель МБОУ БГО ООШ№11

Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими неуспевающими учениками Подготовила Андреева Е.А.,учитель МБОУ БГО ООШ№11

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально- экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно- психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
  • Специалисты отмечают, что негативные
  • изменения экологической и социально-
  • экономической ситуации в стране
  • ухудшают соматическое и нервно-
  • психическое здоровье школьников, а в
  • условиях интенсификации обучения и
  • перегруженности школьных программ
  • значительно возрастает число
  • неуспевающих.
Причины неуспеваемости :  особенности организма школьника;  особенности личности школьника;  бытовые условия;  гигиенические условия в школе;  особенности воспитания в семье;  особенности обучения и воспитания в школе;  причины недостатков бытовых условий;  причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;  условия, порождающие недостатки воспитания в семье
  • Причины неуспеваемости :
  • особенности организма школьника;
  • особенности личности школьника;
  • бытовые условия;
  • гигиенические условия в школе;
  • особенности воспитания в семье;
  • особенности обучения и воспитания в школе;
  • причины недостатков бытовых условий;
  • причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;
  • условия, порождающие недостатки воспитания в семье
 Особенности неуспевающих учащихся  низкий уровень знаний, как следствие этого - низкий уровень интеллектуального развития  отсутствие познавательного интереса  не сформированы элементарные организационные навыки  учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения  нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника  дети, в основном, из асоциальных семей адекватной самооценки со стороны учащихся  частые пропуски уроков без уважительной причины.

  • Особенности неуспевающих учащихся
  • низкий уровень знаний, как следствие этого - низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:    1. Низкий уровень умственного развития.   Причины:   Педагогическая запущенность.  Частые заболевания.  Пропуски занятий.  Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
  • Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. Причины:
  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:   Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.  Учитывать все признаки предмета или явления.  Видеть общее и т. д.
  • Проявляется:
  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и т. д.
2. Несформированность учебных навыков.   Ребенок не умеет учиться:   работать с текстом;  выделять главное, существенное;  не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
  • 2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться:
  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.   Характеризуется:   отвлекаемостью;  подвижностью;  неусидчивостью и т. д.
  • 3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется:
  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.
Как повысить работоспособность:   Разнообразить виды деятельности.  Проветривать кабинет.  Проводить физкультминутки.  Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
  • Как повысить работоспособность:
  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физкультминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками   Карточки для индивидуальной работы.  Задания с выбором ответа.  Деформированные задания.  Карточки - тренажеры.  Творческие задания.  “ карточки-информаторы”,  “ карточки-конспекты”
  • Виды работ со слабоуспевающими учениками
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  • “ карточки-информаторы”,
  • “ карточки-конспекты”
Учитель должен:  Знать психическое развитие ребёнка:  - восприятие (каналы –слуховой, визуальный)  - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)  - память (вербальная, невербальная)  Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
  • Учитель должен:
  • Знать психическое развитие ребёнка:
  • - восприятие (каналы –слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная)
  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Уметь встать на позиции ученика  Уметь вести непринуждённый диалог  Стремиться к внешней занимательности  Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)  Учить работать со словарями и другим справочным материалом
  • Уметь встать на позиции ученика

Уметь вести непринуждённый диалог

  • Стремиться к внешней занимательности
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом
 В обучении применять При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно  – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)  Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)  Применять частую смену видов деятельности на уроке  Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • В обучении применять
  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.  Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  • В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
  • Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  • Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Как же наиболее рационально организовывать работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации  1.Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).  2.Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.  3.Индивидуальные дифференцированные задания.  4.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).  5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
  • Как же наиболее рационально организовывать работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации
  • 1.Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  • 2.Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  • 3.Индивидуальные дифференцированные задания.
  • 4.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  • 5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
 Групповая форма работы   Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
  • Групповая форма работы
  • Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-игра  урок-спектакль  урок-путешествие  урок-детектив  урок-сказка  урок-концерт
  • Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
  • урок-игра
  • урок-спектакль
  • урок-путешествие
  • урок-детектив
  • урок-сказка
  • урок-концерт
Также можно применять метод проектов Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
  • Также можно применять метод проектов
  • Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью,  десять правил работы с неуспевающими школьниками: Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал. Не торопите его, научитесь ждать. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить. Обобщение – главная составляющая любой методики. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, десять правил работы с неуспевающими школьниками:

  • Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  • Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  • Не торопите его, научитесь ждать.
  • Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  • Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  • Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  • Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  • Обобщение – главная составляющая любой методики.
  • Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  • Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!