СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологизмы, фразеологические единицы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для формирования умений использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические орфографические умения и навыки учащихся

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы, фразеологические единицы»

Тема урока: «Фразеологизмы».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1. Предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2. Метапредметные: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов;

3. Личностные: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Задачи: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить фразеологизмы в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.



Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Рада вас видеть!

2. Мотивация и актуализация.

Сегодня у нас интересная тема урока, но для того, чтобы ее определить, давайте посмотрим, что у написано на доске:

Если надоест точить лясы и бить баклуши, можно пораскинуть мозгами, рвануть во все лопатки за тридевять земель и любого оставить с носом, будь он хоть трижды тертый калач и семи пядей во лбу. 

 Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Фразеологизмы)

Фразеологизмы украшают и обогащают нашу речь. А нам нужно разобраться: что это такое, что они значат.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов.

Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.





3. Первичное усвоение новых знаний

У вас на столах лежат карточки. На них изображены рисунки, а в этих картинках зашифрованы фразеологизмы, давайте попробуем их определить

Задание 1. Расшифруйте фразеологизмы

1)_________________________________

___________________________________


2) _______________________________

________________________________

3)__________________________________

___________________________________


4)______________________________

_______________________________

5)__________________________________

___________________________________


6)_______________________________

_________________________________



Ответы:

1) Ни рыба, ни мясо. 2) Сесть в лужу. 3) Делать из мухи слона.

4) Тянуть кота за хвост 5) Горе луковое 6) Лить крокодильи слезы



4. Первичное закрепление

Вы молодцы! А теперь мы выполним практические задания в тетради.

Задание 2. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.


1) Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.


2) Мы дружно работали сложа руки.


3) Яшка сломя голову остановился.


Задание 3. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.


1) Держать ... востро (уши, ухо)


2) Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)


3) С .., нос (голубиный, гулькин)


Задание 4. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.


1) Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.


2) Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.


3) Кирилл целый день бездельничал.


4) Мы догадывались, что он нас обманывает.


5) Первого сентября Уля проснулась очень рано.


(Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей).



5. Рефлексия.

Дети, нарисуйте смайлик с настроением и напишите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня






6. Подведение итогов

Итак, мы сегодня на уроке с вами говорили о фразеологизмах и употреблении их в нашей жизни.


Задание 5. В качестве итога нашей работы предлагаю вам посмотреть в лист, который лежит у вас на парте. В нем вы увидите текст, необходимо найти и выписать из него фразеологизмы.


Мишка и домашнее задание


Мама и Мишка собирались поехать на дачу.
— Но сначала надо сделать домашнее задание, — сказала мама.
— Начинается. Придётся грызть гранит науки, — подумал Мишка.
Неизвестно, что на него нашло, какая вожжа под хвост попала, но домашнее задание делать не хотелось. Мишка рвал и метал.
— А, может, прикинуться больным? — рассуждал мальчик.
Видя, что Мишка не хочет делать уроки, мама расстроилась.
Бунт на корабле? – поинтересовалась она.
Мишка слушал её вполуха.
Заруби себе на носу, — сказала мама, — пока не сделаешь уроки, да так, чтоб комар носа не подточил, никуда не поедешь. Не откладывай дела в долгий ящик, сделай домашнее задание, — повторила мама.
Где наше не пропадало? — подумал Мишка. – Уроки всё равно придётся сделать.
— Так, что же задали по русскому языку? – спросил сам себя Мишка. — А-а, составить рассказ с фразеологизмами.
— Попробуем, попробуем, я на фразеологизмах собаку съел, — ехидничал Мишка.
И он начал писать заголовок: «Рассказ с фразеологизмами». Далее последовал текст: «Как надо делать уроки? Внимательно, быстро. Чего тянуть кота за хвост? Когда нужно сделать уроки, то не надо ей вешать лапшу на уши, плести с три короба, надо просто сесть и сделать!»
Рассказ получился интересным.
— У меня будет лучшее произведение, — улыбался Мишка.
Он важно смотрел на кончик собственного носа.

7. Домашнее задание.

Вы большие молодцы. Я не зря дала Вам текст, в котором упоминалось домашнее задание. Вам необходимо сделать рассказ от своего лица, включая туда фразеологизмы.