В контексте образования с помощью математики образовательная область «Математика» выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека.
Выделение основных функций интеграции среднего математического образования осуществляется посредством сопоставления сущности интеграционных процессов с основными функциями обучения математике: образовательной, воспитательной, развивающей, эвристической, прогностической, эстетической, практической, контрольно-оценочной, информационной, корректирующей, интегрирующей, гуманистической.
Функции | Методы |
Образовательная | Связана со становлением ученика как субъекта активности, приобщением его к творческой деятельности. Интеграционные процессы предполагают овладение школьниками системой математических знаний, дающей представление о предмете математики, ее методах и приложениях. Ознакомление школьников с математикой как определенным методом миропознания, формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методах математики, их отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, о математическом моделировании вносят свой вклад в формирование мировоззрения учащихся, которое можно охарактеризовать как сплав знаний, умений и убеждений. Неотъемлемой частью развития личности служит приобщение ее к творческой деятельности, которая предполагает знакомство школьников с методологией научного поиска, методами познания, эвристиками. и отражает сплав личного и объективного в знании ученика: объективные ценности математического знания становятся для него личностно-значимыми |
Воспитательная | При интеграции возникает особая среда обучения, когда раскрытие математических законов гармонично сочетается с содержанием общих гуманистических ценностей, интеграционные процессы в преподавании математики предполагают формирование у школьников представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, определенном методе познания мира. Математическое образование способно внести заметный вклад не только в общее развитие личности, но и в формирование характера, нравственных черт |
Развивающая | Направлена на развитие мышления, пространственного воображения, познавательного интереса, творческих математических способностей, сознательности усвоения знаний. К развивающей функции относится формирование логических приемов мыслительной деятельности, развитие мышления, пространственного воображения, познавательного интереса, творческих математических способностей, сознательности усвоения знаний. Развивающая функция интеграции среднего математического образования должна быть обеспечена четким выделением главного в учебном материале, выявлением внутренних и внешних связей изучаемого материала, продуманной системой повторения и применения знаний, дифференцированным подходом к изложению учебного материала |
Эвристическая | Создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности, развитие индивидуальных способностей человека, обеспечение усвоения разного рода эвристик, эвристических приемов, методов познания и овладения умениями применять их в различных конкретных ситуациях. |
Прогностическая | Включение ученика в процесс открытия фактов, их обоснования, анализа различных способов аргументации, тем самым позволяет выдвигать гипотезы, проявлять широту и гибкость мышления, умение видеть альтернативное решение проблем, анализировать различные способы аргументации |
Эстетическая | Способствует общекультурному развитию личности, ее стремлению к познанию и самосовершенствованию. Формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии, интеграция математического образования содействует эстетическому восприятия мира. |
Практическая | Имеет место независимо от того, на базе каких смежных дисциплин осуществляется эта интеграция, ее суть в ориентации обучения на решение задач с практическим содержанием, на формирование умения математически исследовать явления реального мира, на практическую направленность учебного материала |
Контрольно-оценочная | а) в необходимости постоянного контроля за ходом и результатами обучения; б) выявлении состояния знаний, умений и навыков как у отдельных учащихся, так и в целом у группы, и на основании этого - в установлении их готовности к восприятию и осознанию учебного материала, его систематизации и обобщению, определении в нем связей и т.д.; в) получении информации об умениях учащихся творчески применять знания, осуществлять их перенос в новые ситуации; г) определении эффективности организации и проведения интегрированных занятий, оптимального выбора форм, методов и средств обучения. Контрольно-оценочная функция интеграции математического образования способствует повышению учебной дисциплины учащихся, формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду; побуждает к активизации умственной деятельности по усвоению материала. |
Информационная | В процессе обучения ученик знакомится с материалом, предусмотренным действующими стандартами, мысленной обработке подвергаются обширная прикладная математическая информация, факты истории возникновения и развития математических идей, биографии ученых и их концептуальные взгляды |
Гуманистическая | Учет индивидуальных особенностей, включение каждого ученика в творческий процесс |
Корректирующая | В корректировании информации, получаемой учащимися, установка внутрипредметных связей, обеспечивает возможность определить значение и сущность полученной из различных источников информации; осуществить взаимосвязь между представлениями, понятиями, умениями, навыками; осознать ведущие идеи математики; установить внутрипредметные связи, а также способствует более глубокому осмыслению и улучшенному запоминанию изучаемого |
Систематизирующая (интегрирующая - у Г.И. Саранцева) | Определение закономерностей, принципов и правил |