СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность на уроках биологии (методы и приемы)

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках биологии»

Подготовила: Рыкалова Людмила Александровна, учитель биологии МБОУ «Березниковская средняя школа им. В.К.Коробова» П.Березник, 2024 год

Подготовила: Рыкалова Людмила Александровна, учитель биологии МБОУ «Березниковская средняя школа им. В.К.Коробова»

П.Березник, 2024 год

Цель: формирование функциональной грамотности на уроках биологии, химии. .

Цель: формирование функциональной грамотности на уроках биологии, химии.

.

Задачи:  1. создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в классе;  2. способствовать формированию у учеников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;  3. развивать познавательную, творческую деятельность;  4. стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий;  5. создавать для учащихся условий для развития функционально грамотной личности.

Задачи: 1. создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в классе; 2. способствовать формированию у учеников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике; 3. развивать познавательную, творческую деятельность; 4. стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий; 5. создавать для учащихся условий для развития функционально грамотной личности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ  1)помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;  2)предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;  3)повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.  4)формирует субъектную позицию личности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1)помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;

2)предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;

3)повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

4)формирует субъектную позицию личности.

Задания по развитию функциональной грамотности при изучении биологической дисциплины можно разделить на 3 уровня: I уровень – репродуктивный уровень обучаемости – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму; Пример задания( общая биология 9 класс) первого репродуктивного уровня: составить слово из букв, описанных ниже терминов: 1) Первая буква полисахарида, являющегося основным запасным веществом растениях( Крахмал).  2) Первая буква предшественницы микроскопа( Лупа).  3) Вторая буква в названии белка-катализатора( фЕрмент).  4) Первая буква названия РНК, переносящей аминокислоты( Транспортная РНК).  5) Первая буква мономера белка(аминокислота) (ответ  КЛЕТКА)

Задания по развитию функциональной грамотности при изучении биологической дисциплины можно разделить на 3 уровня:

I уровень – репродуктивный уровень обучаемости – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму;

Пример задания( общая биология 9 класс) первого репродуктивного уровня: составить слово из букв, описанных ниже терминов:

1) Первая буква полисахарида, являющегося основным запасным веществом растениях( Крахмал).

2) Первая буква предшественницы микроскопа( Лупа).

3) Вторая буква в названии белка-катализатора( фЕрмент).

4) Первая буква названия РНК, переносящей аминокислоты( Транспортная РНК).

5) Первая буква мономера белка(аминокислота)

(ответ КЛЕТКА)

Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня: II уровень – высокий, прикладной уровень – позволяет активно использовать приобретенные знания; пример(Домашнее задание в 7-х классах  по параграфу выношу на самостоятельное изучение. И прошу обучающихся представить информацию о представителях Типа Иглокожие, изложенную в учебнике в виде таблицы)

Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня:

II уровень – высокий, прикладной уровень – позволяет активно использовать приобретенные знания;

пример(Домашнее задание в 7-х классах по параграфу выношу на самостоятельное изучение. И прошу обучающихся представить информацию о представителях Типа Иглокожие, изложенную в учебнике в виде таблицы)

при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы.  III уровень – наиболее высокий, творческий уровень – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений. На данном этапе можно использовать ТРКМ( технику развития критического мышления) как пример приём состоящий из шести групп вопросов( простые, уточняющие, объясняющие, творческие ,оценочные ,практические), позволяющие рассмотреть тему с разных сторон

при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы.

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.

На данном этапе можно использовать ТРКМ( технику развития критического мышления) как пример приём состоящий из шести групп вопросов( простые, уточняющие, объясняющие, творческие ,оценочные ,практические), позволяющие рассмотреть тему с разных сторон

Приёмы по развитию функциональной грамотности 1. Приём Ромашка Блума- Приём « Ромашка   Блума » основан на работе с текстом. Он является универсальным, так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках.

Приёмы по развитию функциональной грамотности

1. Приём Ромашка Блума- Приём « Ромашка   Блума » основан на работе с текстом. Он является универсальным, так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках.

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ? Пример:Ромашка Блума

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

Пример:Ромашка Блума

Анатомия 8 класс Тема» Сердечно –сосудистая система»

Вопросы

Примеры

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти

Сколько камер в сердце?

Сколько клапанов в сердце?

Как называется самая крупная артерия? т. д.

Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым?

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации

Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов.

Оценочные вопросы (сравнение)

Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано?

Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая?

Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.

вариант: готовые вопросы ( данные учителем)+ текст

вариант: готовые вопросы ( данные учителем)+ текст

2. Приём Восстанови текст или правильную последовательность Текст собирается всеми участниками из отдельных  предложений в логической последовательности. Либо вставляются пропущенные слова Н-р: Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ______(А), а выделяет _______(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования  — _______(В), расположенные в кожице.   Список слов:   1)  вода 2)  черешок 3)  кислород 4)  углекислый газ 5)  устьица 6)  оболочка

2. Приём Восстанови текст или правильную последовательность

  • Текст собирается всеми участниками из отдельных  предложений в логической последовательности. Либо вставляются пропущенные слова

Н-р: Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ______(А), а выделяет _______(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования  — _______(В), расположенные в кожице.  

Список слов:  

  • 1)  вода
  • 2)  черешок
  • 3)  кислород
  • 4)  углекислый газ
  • 5)  устьица
  • 6)  оболочка
       «Почини цепочку»  Тема: Круги кровообращения . Пример №1: Расположи по порядку отделы большого круга кровообращения: Левый желудочек – аорта – артерии – вены - нижняя и верхняя полые вены - капилляры - венулы- правое предсердие.   Пример №2: Расположи по порядку отделы малого круга кровообращения: Правый желудочек – легочная артерия – легочные вены- капиллярная сеть легких  – левое предсердие.

«Почини цепочку» Тема: Круги кровообращения .

Пример №1: Расположи по порядку отделы большого круга кровообращения:

Левый желудочек – аорта – артерии – вены - нижняя и верхняя полые вены - капилляры - венулы- правое предсердие.

Пример №2: Расположи по порядку отделы малого круга кровообращения:

Правый желудочек – легочная артерия – легочные вены- капиллярная сеть легких – левое предсердие.

3. Приём Лови ошибку Учащимся предлагается текст, в котором они должны найти ошибки. Данное задание помогает конкретизировать знания, закрепить изученное. Н-р: 7 класс «Многообразие насекомых» Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза Биологическая ошибка: Стрекоза не поёт, а её полёт можно сравнить с пляской.

3. Приём Лови ошибку

  • Учащимся предлагается текст, в котором они должны найти ошибки. Данное задание помогает конкретизировать знания, закрепить изученное.
  • Н-р: 7 класс «Многообразие насекомых» Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза Биологическая ошибка: Стрекоза не поёт, а её полёт можно сравнить с пляской.
4. Приём Верные и неверные утверждения Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?  А.  При дыхании растениями поглощается кислород. Б.  Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

4. Приём Верные и неверные утверждения

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений? 

А.  При дыхании растениями поглощается кислород. Б.  Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии. 

  • 1)  верно только А
  • 2)  верно только Б
  • 3)  верны оба суждения
  • 4)  оба суждения неверны
5.  Приём Памятка на полях (Инсерт). При чтении текста, учащийся оставляет  метки- + - знаю, - не знал? -возник вопрос!- я удивлён. (можно в виде таблицы)

5. Приём Памятка на полях (Инсерт).

  • При чтении текста, учащийся оставляет  метки- + - знаю, - не знал? -возник вопрос!- я удивлён. (можно в виде таблицы)
 5. Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал» Что я знаю о строении сердца? Что я 1 2 3 4 5 6 7 т.д. хотел бы знать  о строении сердца? Что я узнал нового о строении сердца? 1 2 3 4 5 6 7 т.д. 1 2 3 4 5 6 7 т.д.

5. Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал»

Что я знаю о

строении сердца?

Что я

1

2

3

4

5

6

7

т.д.

хотел бы знать

о строении сердца?

Что я узнал нового о строении сердца?

1

2

3

4

5

6

7

т.д.

1

2

3

4

5

6

7

т.д.

6.Приём Задай вопрос. Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

6.Приём Задай вопрос.

Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

7. Приём Составь задание. На основе анализа текста составляют задание в парах или группах (результат можно представить в виде таблицы)

7. Приём Составь задание.

На основе анализа текста составляют задание в парах или группах (результат можно представить в виде таблицы)

8.  Прием Дополни или сконструируй определение. При работе с текстом, выделяют  главную мысль и выполняют задание.   Дополните предложения:  А) В смешанных браках рождаются здоровые дети, способные рожать своих детей. Это доказывает, что …  Б) Основные черты эмбрионального развития человека указывают на …  В) При выявлении массовых или опасных заболеваний санитарные врачи могут объявлять …  Г) Замещение хорды позвоночником и наличие двух пар конечностей доказывает нашу принадлежность к …

8. Прием Дополни или сконструируй определение. При работе с текстом, выделяют главную мысль и выполняют задание.

Дополните предложения:

А) В смешанных браках рождаются здоровые дети, способные рожать своих детей. Это доказывает, что …

Б) Основные черты эмбрионального развития человека указывают на …

В) При выявлении массовых или опасных заболеваний санитарные врачи могут объявлять …

Г) Замещение хорды позвоночником и наличие двух пар конечностей доказывает нашу принадлежность к …

9.Прием замены текста на мультипликационный фильм .

9.Прием замены текста на мультипликационный фильм .

«Взрослеем вместе» - «Мы живем на Аркаиме»

«Взрослеем вместе» - «Мы живем на Аркаиме»

Также для развития и формирования функционально грамотности могу предложить также такие виды заданий( хотя уверена , наверняка, Вы все с ними знакомы и применяете в своей деятельности)

Также для развития и формирования функционально грамотности могу предложить также такие виды заданий( хотя уверена , наверняка, Вы все с ними знакомы и применяете в своей деятельности)

10. Прием «Найди лишнее» Найти «лишний орган» и дать объяснение выбору. Пример 1. Надпочечники, поджелудочная железа, вилочковая железа, гипофиз (поджелудочная железа –железа смешанной секреции, остальные – внутренней секреции); Пример 2. Легкие, трахеи, бронхиолы, альвеолы, гортань, капилляры (капилляры относятся к кровеносной системе, а остальные к дыхательной); Он универсален. Пример 3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

10. Прием «Найди лишнее»

Найти «лишний орган» и дать объяснение выбору.

Пример 1. Надпочечники, поджелудочная железа, вилочковая железа, гипофиз (поджелудочная железа –железа смешанной секреции, остальные – внутренней секреции);

Пример 2. Легкие, трахеи, бронхиолы, альвеолы, гортань, капилляры (капилляры относятся к кровеносной системе, а остальные к дыхательной);

Он универсален.

Пример 3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

        Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза.  Глаза Красивые, лучезарные Воспринимают, преломляют, различают Зрение - бесценное богатство человека Очи   Синквейн

Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза.

Глаза

Красивые, лучезарные

Воспринимают, преломляют, различают

Зрение - бесценное богатство человека

Очи

Синквейн

Кластер « Сердце» Левое предсердие Створчатые клапаны полулунные клапаны Левый желудочек Правое предсердие Клапаны  Сердце Камеры Сосуды Правый желудочек Стенки сердца вены эндокард артерии капилляры перикард миокард

Кластер « Сердце»

Левое предсердие

Створчатые клапаны

полулунные клапаны

Левый желудочек

Правое предсердие

Клапаны

Сердце

Камеры

Сосуды

Правый желудочек

Стенки сердца

вены

эндокард

артерии

капилляры

перикард

миокард