Урок русского языка по теме «Имя прилагательное » разработан для 2-ых классов при изучении темы «Части речи» по учебнику Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций В.Г.Горецкий, В.П.Канакина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2018г., 2 ч -143с., (УМК «Школа России»).
Тип урока - урок открытия новых знаний Цель урока: развитие коммуникативных навыков при использовании глаголов в речи
Задачи урока: - познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает); -познакомить с ролью глагола в речи; - развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении - развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи - пробуждать интерес к русской поэзии.
Урок русского языка во 2 классе был осуществлён с применением ИКТ, карточек, что позволило сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать разнообразные формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выбирать задания разного уровня сложности. Использование на уроке тестового задания позволяет ученикам быстро оценить свои знания.
Предмет/класс | Русский язык, 2 класс |
Тема | Глагол как часть речи |
УМК | Школа России. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Формы организации познавательной деятельности | Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая |
Цель урока | Развитие коммуникативных навыков при использовании глаголов в речи |
Задачи урока | Познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает); Познакомить с ролью глагола в речи; Развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении; Развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи; Пробуждать интерес к русской поэзии. |
Планируемые результаты | Предметные: - что обозначают глаголы; - на какие вопросы отвечают глаголы; - роль глаголов в предложении; - с какой целью употребляют глаголы в речи. - распознавать глаголы среди других частей речи; - образовывать глаголы; - правильно употреблять в речи глаголы. Личностные: – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать свое предположение (версию) - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - уметь высказывать свое мнение; - слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре Предметные: - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; - формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; - осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры; - освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка; - формирование умений анализировать основные единицы языка. |
Оборудование и материалы | Компьютер, мультимедиа проектор, кластер « Внешность человека» (на каждую группу), карточки с заданиями для всей группы, нарисованный торт и свечи разного цвета для рефлексии, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «ГЛАГОЛ». |
Используемые образовательные ресурсы | Печатные: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2017. ЭОРы, ЦОРы: Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2 класс Презентация к уроку созданная в программе Micrsoft Offce Power Point. Песня «Выглянуло солнышко из-за серых туч» |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | - системно-деятельностный подход; - информационно-коммуникационная технология - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания уровня учебных успехов; - личностно-ориентированное обучение; - групповая технология; - здоровьесверегающая технология |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Психологический настрой детей | Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. | Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест. |
| - Посмотрите на картину Исаака Левитана. ( Слайд 1) Как вы думаете какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? - Исаак Левитан — действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России. Картина так и называется «Март». На картине мы видим самое начало весны. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Небо безупречного голубого цвета. Природа нежится в ярких тёплых солнечных лучах. Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля. Деревья вокруг дома тоже ожидают весну. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы. Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март! Март (от лат. Марсов месяц). Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса. | - Ранняя весна. Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна. |
II. Минутка чистописания | - Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии картины Исаака Левитана. Догадались, что эта за буква? | - Буква м. Прописывают буквы Мм. |
III. Актуализация знаний | - Прочитайте стихотворение Михаила Садовского.( Слайд 2) Как оно называется? Всю зиму Белый снег Белел, А в марте взял И почернел. Почернел с досады, Что люди Солнцу рады! Михаил Садовский - Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами. - Найдите однокоренные слова? Назовите корень. - Найдите слово в стихотворении, в котором букв больше, чем звуков. - Найдите в предложение существительное по таким признакам: это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что? это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто? - Дайте характеристику словам солнце, Михаил. - Какую часть речи мы с вами уже изучили? - Что вы узнали об этой части речи? | - Март - Безударные гласные: белел, почернел. Парные согласные: снег. - Белел, белый. Корень - бел- - Солнцу. - Снег - Люди - Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что? - Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто? - Имя существительное - Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам. |
IV.Самоопределение к деятельности | - Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи. - Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков. - Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам… - Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и хорошо его запомним. - Перед нами «Глаголик».(Слайд 3) Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Глаголик будет приходить к нам на каждый урок, пока мы будем изучать его. - Что нам нужно вспомнить о глаголе? | -Глагол - На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. |
V.Систематизация знаний по теме | - Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. - Посмотрите на слайд. Кто это? - Что делают дети? - Задайте вопрос от существительного к глаголу. - Что обозначают слова играет и пишет? - Сформулируйте правила о глаголе. Проверти себя по учебнику стр. 68. - Вот что о себе говорит наш Глаголик. Любит ДЕЙСТВИЯ глагол: Встал, умылся и пошёл. Что же делает предмет? Даст такой глагол ответ: Смотрит, думает, читает, Любит, знает, сострадает. Состояния души Ты в глаголы запиши. - Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл. - ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… В древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке. По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. | - Мальчик и девочка. - Мальчик играет. Девочка пишет. - Мальчик что делает? играет. Девочка что делает? пишет. - Действие предмета - Формулируют правило и проверяют себя по учебнику. |
VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи». | - Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи. 1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам. 2. Что же происходит весной в природе? Запишите глаголы к картинкам Работа по группам 1 гр. (Приложение 1) Слова какой части речи перед вами? Докажите.Образуйте от имен существительных глаголы. чтение плавание свист рисование ходьба треск 2 группа Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.(Приложение 2) Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать? Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять. 3 группа – В стихотворении С.Я. Маршака измените глаголы по вопросам. (Приложение 3) 4 группа. - В стихотворении Г. Р. Лагздынь «Март» найдите глаголы. (Приложение 4) Кто больше глаголов найдет за 1 минуту (текст стихотворения повернут на 90º и 270º, что затрудняет поиск глаголов и заставляет детей поворачивать голову в правую и левую сторону, тем самым дает возможность расслабить мышцы плечевого пояса). . | - Чистит, идет, качается, играет, танцует, едет. (Дети смотрят на картинки животных и записывают их действия, слушают голова птиц) - Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет. - Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать. Распределяют глаголы в два столбика. (Изменяют глаголы по вопросам) Находят глаголы. |
VII.Физминутка Берегите глаза | «Ах, как долго мы писали» Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись. | Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз (Поморгать глазами) (Посмотреть влево - вправо) (Посмотреть вверх.) (Закрыть глаза ладошками) (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево) (Посмотреть вниз) (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им) |
VIII. Продолжение работы над глаголом | 6. Глагол – член предложения - Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Каким же членом предложения является глагол? | «Корзина мнений» - Дети составляют нераспространенные предложения и выделяют главные члены предложения. Делают вывод, что глагол в предложении является сказуемым. |
IX.Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. | Давайте на практике проверим ваши предположения. Работа по учебнику стр. 70 №120 Слайд 8. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь. Шипит, ползает, извивается - Растёт, цветёт, пахнет – Облизывается, мурлычет, мяукает – Идут, бьют, тикают – 10. Послушайте песню «Учат в школе» выписать глаголы. | (Работают самостоятельно). - Змея - Цветок - Кошка - Часы Дети выписывают глаголы из песни «Учат в школе» |
X.Индивидуальная самостоятельная работа детей | ТЕСТ (Приложение 5) После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе. (Приложение 6 ) | Выполняют тест самостоятельно Самопроверка. Самооценка. |
XI. Итог урока. Рефлексия. | - Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? - Оцените свою работу на уроке с помощью свечей. (Приложение 7) - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Глагол» | (Называют задачи урока и как они их усвоили). (Дети передают друг другу торт и прикрепляют к нему свечки разного цвета. Зеленая - я доволен своей работой на уроке Желтая - я хорошо работал, но умею лучше Красная - работа не получилась, не доволен собой |
XII. Домашнее задание | Учебник с. 68 правило. I. Из словарей синонимов и антонимов с. 140-141 выписать по три пары глаголов синонимов и антонимов. | Записывают домашнее задание |
1. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2017.
http://cs308129.vk.me/v308129235/8de1/n4L1DvEwOPU.jpg
http://www.ailona.ru/_ph/112/26914515.png
http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/17/11140463.png
http://info-shkola.ru/wp-content/uploads/2016/01/Март.-Левитан.png
http://demiart.ru/forum/uploads14/post-946858-1392469970.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-dwkgRbhMPVQ/UPvDImrDL5I/AAAAAAAAEK4/hHAbnLvFH4o/s1600/priznaki_suschestvitelnogo.jpg
http://vkarpinsk.info/wp-content/uploads/2013/10/2013-10-07_11-33-43-600x449.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/181450557.63/0_a3da2_ea75facb_orig.jpg
http://smayli.ru/data/smiles/jivotniea-3347.gif
http://s9.favim.com/orig/131211/fox-gif-Favim.com-1137762.gif
http://i99.beon.ru/s52.radikal.ru/i136/1205/83/7ac4587e3322.gif
http://ejik-land.ru/comm/img/i-78b71-tumblr-miwobzea9i1rbz9cko1-400.gif
http://www.playcast.ru/uploads/2015/12/03/16154438.gif
http://f4.mylove.ru/Z_2om9NqjkKzTSoax.gif
http://smayli.ru/data/smiles/cveta-606.gif
http://city-gif.narod.ru/22/073.GIF
http://wdesk.ru/_ph/214/2/806633757.gif
http://pictures-hd8.ru/img/articles/May/13/6fee3d81ea78afd6c825c81e28f8b7ba/2.jpg
http://video-otkritka.ru/albom/raznoe-prozrahnii/69261118_07.png
http://vamotkrytka.ru/_ph/25/2/782091424.gif
http://guitartime.ru/images/af/duxovie/girl_music_trombone.gif
http://api.ning.com/files/bTQ94SQ5wOKtyvDoKwDkgi9*3I83Zah91c74EbmDy-J92LiJnh6E8EcqRPgpMO0MSqUBeCSSztZaAODByZICqsGAAtXewI82/1year.jpg
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
В стихотворении Г. Р. Лагздынь «Март» найдите глаголы.