Открытый урок по теме: «Глагол – как часть речи»
Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения:
Задачи: - развивать навыки употребления глаголов в речи;
- воспитывать мотивацию к уроку;
- коррекция процесса памяти и логического мышления на основе
заданий.
Оборудование: карта страны «Глаголия», король Глагол, Воздушный шар, карточки с названиями времени глагола, задания на карточках для индивидуальной работы.
Ход урока:
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок письма, но сегодня этот урок необычный, мы совершим путешествие на воздушном шаре по самой сказочной и волшебной стране, в которой правит мудрый и удивительный король. А как зовут этого короля и что это за страна, вы скажите мне сами, угадав загадку. Итак,
Интересная часть речи в русском языке живёт,
Кто что делает, расскажет, чертит, пишет, иль поёт
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Всё расскажет нам… (Глагол)
Правильно, ребята. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну под красивым названием «Глаголия» и познакомимся с его королём Глаголом – мудрым и важным правителем этой страны. В ходе путешествия мы должны повторить все, что знаем об этой удивительной и интересной части речи.
Настроение у вас замечательное. Отправляемся в путь.

Повторение пройденного материала:
В путь мы отправляемся на воздушном шаре, но как вы видите, для того, чтобы нам отправиться в путь нам необходимо топливо. А топливом послужат ваши знания. Я буду вам задавать вопросы, на которые вы должны дать ответ, если он будет правильным, мы его поместим в корзину, а всё не нужное оставим на земле. Итак, готовы?

- Глагол- это самостоятельная или служебная часть речи?
- Глагол обозначает признак предмета или действие предмета?
- Глагол отвечает на вопросы кто? что? или на вопросы: что делать? что сделать?
- Чем является в предложении?
Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием. А пока наш волшебный шар набирает высоту, открывает тетради, записываем чисто, классная работа.
Ребята, вы мне назвали, что такое глагол, что он обозначает, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении. А как ещё изменяется глагол? (по временам). Правильно, и первая страна, в которую мы совершим путешествие- это страна- ВРЕМЯ
Глаголы какого времени вы знаете? (настоящего, прошедшего и будущего) – вывешиваются карточки времени глаголов.
А что значит глагол настоящего времени? Будущего времени? Прошедшего времени?
- На доске прикреплены глаголы. Как вы думаете, глаголы какого времени, прикреплены на доске? (настоящего, так как действие происходит сейчас)
Лечу, говорю, смотрю, читаю, рисую, фотографирую
ЗАДАНИЕ: Первый ряд - от данных глаголов настоящего времени
образуйте глаголы прошедшего времени.
Второй ряд - от данных глаголов настоящего времени образуйте
глаголы - Будущего времени
( работаем в тетради, проверяем по- цепочке)
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Наш воздушный шар продолжает путешествие вместе снами. И мы приближается к следующей стране.
-Скажите, а как ещё изменяются глаголы? (по лицам и числам)
- Глаголы какого времени изменяются по лицам (настоящего и будущего времени)
- А как определить лицо глагола? по слову ( местоимению), с которым оно употребляется)
И наша новая страна- это страна ЛИЦО И ЧИСЛО ГЛАГОЛА
Если вы не забыли, напомните, что мы сейчас делаем? (путешествуем по волшебной стране ГЛАГОЛИЯ)
Я только хотела назвать вам глагол, но подул сильный ветер и наши буквы разлетелись в разные стороны. Постарайтесь их собрать. Какой глагол у нас получился?
ПУТЕШЕСТВУЕМ
- Глагол какого времени мы записали? (настоящего)
-Измените глагол Путешествуем по лицам ( работа у доски)
Я- путешествую, мы- путешествуем
Ты- путешествуешь, вы – путешествуете
Он- путешествует , они- путешествуют
- Что изменяется у глагола при изменении его по лицам ? ( окончание)
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Я смотрю, вы немного устали. И я предлагаю вам отдохнуть, совершив посадку в стране ОТДЫХА.
( проводится физ.минутка для отдыха глаз, затем на движение
Если вы услышали глагол настоящего времени - приседайте
Будущего времени - топайте ногами
Прошедшего времени – хлопайте в ладоши)
Ребята, а кто это появился у нас на пути? ( баба-яга)
Пока мы с вами отдыхали , она перепутала все задания следующей страны, чтобы нам не удалось попасть к Мудрому Глаголу. А страна- то интересная. Правописание ТСЯ И ТЬСЯ в глаголах. Но мы не будем унывать, и постараемся справиться с заданием.
ЗАДАНИЕ (на карточках). Правописание –тся- и –ться- в глаголах. Повторяем правило, проверяем по цепочке.
Наше путешествие подходит к концу. Ребята, а что мы сейчас с вами делаем? (путешествуем). Попробуйте составить простое предложение на данную тему (один ученик у доски, остальные в тетради - разбор предложения по членам предложения
МЫ ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ.
ЗАДАНИЕ: Разберите предложение по членам предложение, укажите части речи.
ИТОГ УРОКА:
- О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
- Что такое глагол?
-Что он обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем является в предложении?
Какие грамматические признаки глагола вы знаете?
РЕФЛЕКСИЯ
Вот и подошло к концу наше путешествие в прекрасную и интересную страну ГЛАГОЛИЯ. Мудрый король ГЛАГОЛ за ваши знания дарит вам смайлики. Если вы считаете, что данная тема для вас не сложная у смайлика нарисуйте улыбку, если есть трудность- прямую линию, если ничего не поняли - улыбка вниз. Покажите, что у вас получилось. Прикрепляем смайлики на наш воздушный шар. На этом наши познания по теме « Глагол» не заканчиваются, на следующих уроках мы продолжим изучать спряжение глагола. А пока всем спасибо за урок.
Урок окончен, Отдыхайте.