ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться по специальной коррекционной программе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: личностная и социальная, эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• должен ориентироваться в окружающем пространстве, то есть знать, как пройти до магазина и вернуться домой, в школу и обратно и т.д.;
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должен проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения- адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу- важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем интересно, но этого требует учебная задача;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Интеллектуальная, познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который является базой для успешного обучения в школе.
Конкретнее:
Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
• Быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
2) Память.
• Запоминать 10-12 предметных картинок.
• Рассказывать по памяти короткие стишки, скороговорки, пословицы, небольшие русские народные сказки.
• Пересказывать текст из 4-5 предложений.
3) Мышление.
• Заканчивать предложения с антонимами, например, «Лимон кислый, а ягода …», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить «лишнее» слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Обобщать одним словом обьекты, например: стакан, тарелка, ложка, кружка, вилка – посуда и т.п.
• Определять последовательность событий, причинно-следственные связи (что было сначала, а что – потом)
• Определять закономерность в чередующихся объектах по 1-2 признакам (цвету, форме, количеству, положению и т.п.)
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать разрезанные на части картинки (пазлы) без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги, следуя за показом взрослого, простой предмет, например, самолётик, лодочку.
4) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать карандашами и красками, не выходя за контур.
• Выполнять штриховку параллельными линиями, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по контуру, обводить шаблоны.
• Выполнять аппликации с клеем жидким и твердым.
5) Математика.
• Различать цифры от 0 до 10, соотносить их с количеством предметов.
• Выполнять прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Узнавать круг, квадрат, треугольник.
• Делить круг, квадрат пополам, на четыре части.
• Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за, между, перед, после,…»
• сравнивать предметы, используя понятия «шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче и т.п.»
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл простых пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Рассказывать стихи выразительно, с правильной интонацией.
• Различать в словах звуки, выделять первый звук.
7) Окружающий мир.
• Различать и называть основные цвета, домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц, рыб, деревья и кустарники, цветы, грибы, овощи и фрукты.
• Узнавать явления природы (радуга, осадки, гроза и т.п.)
• Называть времена года, месяцы, дни недели, время суток.
• Знать широко распространенные профессии (врач, учитель, воспитатель, парикмахер, продавец, дворник, строитель, пожарный, полицейский)
• Знать фамилию, имя, отчество свои и своих родителей, профессию родителей, свой город и домашний адрес.