Графические материалы и приемы при выполнении эскиза
Преподаватель ГБПОУ КК ПАТИС
Е.А. Логунова
Карандаши
Обычные карандаши называются графитными или чернографитными
карандашами . Чернографитные карандаши бывают твердые (Т или H) и мягкие (М или B), а также различаются составом грифеля, который зависит от способа его приготовления.
ТМ или НВ?
В графике используются также графитные палочки, графитный порошок, грифельные карандаши в деревянной оправе и грифельные стержни для автоматических карандашей. Это, так называемые, цанговые грифельные карандаши .
Уголь
В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии. Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов.
Ручка
Письменная принадлежность, с помощью которой можно оставить чернильный след на поверхности (обычно на бумаге). Различают следующие типы ручек:
- перьевые ручки
- шариковые ручки
- капиллярные ручки
- фломастеры
- гелевые ручки
- ручки-роллеры
- ручки с биополимерными чернилами
Соус
Соус называют также «черным мелом».
Этот материал имеет большую кроющую силу и дает красивые бархатистые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций. Соусом удобно выполнять быстрые наброски, а также тщательное моделирование формы.
Сангина
Мелки красного и коричневого цветов. Во все времена они широко использовались в рисунке фигуры, пейзаже и портрете.
Термин «сангина» означает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет мелка, а также технику, в которой выполняется рисунок данным материалом.
Другие мелки похожего типа – сепия (теплый коричневый) и бистр (холодный темно-коричневый).
Цветные карандаши
Основные типы:
- Карандаши на масляной основе
- Карандаши на восковой основе
- Акварельные карандаши
- Пастельные карандаши
- Карандаши с многоцветным грифелем
Мягкие карандаши создают яркие и насыщенные штрихи, легкую и плавную растушевку, высокую укрывистось — хорошо перекрывают цвет поверхности. Твердые карандаши создают тонкие и четкие линии, идеально подходят для прорисовки мелких элементов.
Тушь
Тушь бывает жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская.
Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.
Пастель
Это группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Различают пастель сухую и масляную.
Мел
Это одна из наиболее древних красок. В пастели он играет роль белил и до известной степени связующего вещества пастельных карандашей.
Акварель
живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики.
Гуашь
(фр. Gouache , итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Акриловые краски
Акрил – это краска на основе пигментов и водно-акриловой дисперсии в качестве связующего. Акриловая краска по своим свойствам похожа на гуашь и темперу
Масляные краски
Краски на основе высыхающих растительных масел или олифы. Представляют собой однородные суспензии пигментов и наполнителей в плёнкообразующих веществах.
Некоторые приёмы, которые можно использовать при выполнении эскиза:
- Точка, линия, пятно . Точка — след, оставленный прикосновением острого кончика карандаша, пера, иглы к поверхности бумаги. Линия — след, оставленный карандашом, движущимся по поверхности бумаги в каком-либо направлении по прямой. Пятно — след, занимающий большую площадь на поверхности бумаги в ширину и длину.