Просмотр содержимого документа
«Я знаю всё о СП»
Урок - смотр знаний
«Я знаю всё о сложном предложении!»
Повторение
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: Привести в систему знания, умения и навыки по всем видам СП, проверить знания учащихся по данному разделу.
Эпиграф урока. (Слайд №2)
Работа с таблицей. (Слайд №3) Дать определение СП; рассказать об основных группах СП, об их общих и отличительных признаках.
Опрос с выполнением практических заданий.
Рассказать о ССП. Подобрать из текста ССП, в котором одно П имеет грамматическую основу с двумя главными членами, а другое – с одним главным членом. Расставить в нём знаки препинания, произвести синтаксический разбор.
Холмы всё ещё тонули в лиловой дали и не было видно их конца. Воздух всё больше застывал от зноя и тишины покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра ни бодрого свежего звука ни облачка. (Слайд №4)
Расставить знаки препинания в СПП. Произвести синтаксический разбор первого предложения.
Он (Чехов) знал где лежит дорога к человеческому благородству и счастью и оставил нам все приметы этой дороги.
Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.
Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (Слайд №5)
Дать определение СПП и назвать его основные группы по значению. Определить в данных П. тип придаточного предложения.
В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал,
шептался. Как хорошо, что вы приехали вовремя. Когда я открыл комнату, моя комната наполнилась ароматом цветов. (Слайд №6)
Рассказать о СПП с несколькими придаточными. В тексте найти СПП с однородными придаточными, вставить недостающие знаки препинания.
Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно что обманула нас она.
Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано. (Слайд №7)
Дать определение БСП, рассказать об употреблении запятой и точки с запятой в нём. В предложениях расставить знаки препинания.
Вот уж снег последний в поле та…т
Тёплый пар во…ход…т от земли
И кувшинчик синий ра…цвета…т
И з…вут друг друга журавли.
Время было поз(?)нее солнце уже село звёздное небо как гиган(?)ская чаша опрокинулось (надо)мной. (Слайд №8)
При каких условиях в БСП необходимо поставить двоеточие и тире? Расставьте знаки препинания, подобрав проверочные союзы.
Мир строит война разрушает.
Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (Слайд №9)
Из данных простых предложений образовать ССП и СПП, расставить и объяснить знаки препинания.
Уж солнце зашло. Начало смеркаться.
Глухо прогремел гром. Подуло свежестью. (Слайд №10)
Программированное задание
№1
ПП
ССП
СПП
БСП
СПП с несколькими придаточными
СП с разными видами связи (работа с распечатками) (Слайд №11)
Ответы: 1-3; 2-5; 3-4; 4-1; 5-2; 6-6
№2 Определите виды придаточных и подберите нужный ответ.
1. Определительное
2. Изъяснительное
3. Образа действия и степени
4. Места
Уступительное
Условия. (работа с распечатками) (Слайд №12)
Ответы: 1-4; 1-2; 3-5; 4-6; 5-3; 6-1
№3 Выберите нужные знаки препинания в БСП: (Слайд №13)(работа с распечатками)
,
;
:
–
Ответы: 1-1; 2-4; 3-2; 4-3
Объяснительный диктант. (Слайды № 14,15,16)
Конструирование предложений по предложенным схемам. (Слайд №17)
Сочинение-миниатюра с использованием простых и разного вида сложных предложений
«Впечатления от пьесы П.И.Чайковского «Подснежник». (Слайд №18,19) (аудиозапись пьесы).
Итоги урока. (Слайд №20)
Домашнее задание.
3
Просмотр содержимого презентации
«Урок-смотр знаний»
Смотр знаний
Я ЗНАЮ ВСЁ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ!
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.
К.Г.Паустовский
Сложное предложение
Дать определение СП; рассказать об основных группах СП, об их общих и отличительных признаках.
- Рассказать о ССП. Подобрать из текста ССП, в котором одно предложение имеет грамматическую основу с двумя главными членами, а другое – с одним главным членом. Расставить в нём знаки препинания, произвести синтаксический разбор. Объяснить знаки препинания в других предложениях.
Холмы всё ещё тонули в лиловой дали и не было видно их конца. Воздух всё больше застывал от зноя и тишины покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра ни бодрого свежего звука ни облачка.
- Расставить знаки препинания в СПП. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения.
- Он (Чехов) знал где лежит дорога к человеческому благородству и счастью и оставил нам все приметы этой дороги.
- Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.
- Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света .
- Дать определение СПП и назвать его основные группы по значению. Определить в данных П. тип придаточного предложения.
В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался. Как хорошо, что вы приехали вовремя. Когда я открыл комнату, моя комната наполнилась ароматом цветов.
- Рассказать о СПП с несколькими придаточными. В тексте найти СПП с однородными придаточными, вставить недостающие знаки препинания.
- Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно что обманула нас она.
- Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано.
- Дать определение БСП, рассказать об употреблении запятой и точки с запятой в нём. В предложениях расставить знаки препинания.
- Вот уж снег последний в поле та…т тёплый пар во…ход…т от земли.
2) Время было поз(?)нее солнце уже село звёздное небо как гиган(?)ская чаша опрокинулось (надо)мной.
- При каких условиях в БСП необходимо поставить двоеточие и тире? Расставьте знаки препинания, подобрав проверочные союзы.
- Мир строит война разрушает.
- Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
- Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
- Из данных простых предложений образовать ССП и СПП, расставить и объяснить знаки препинания.
- Уж солнце зашло. Начало смеркаться.
- Глухо прогремел гром. Подуло свежестью.
Программированное задание
- ПП
- ССП
- СПП
- СПП с несколькими придаточными
- БСП с разными видами связи
Определите виды придаточных и подберите нужный ответ:
- Определительное
- Изъяснительное
- Образа действия и степени
- Места
- Уступительное
- Условия.
Выберите нужные знаки препинания в БСП:
1.Что же к_сается розовеющ_го луча со_ н ца, то я то(же) увид _ л его (н _ )сколько дней спустя (в)близи Парижа.
(К. Паустовский )
2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были
(не)окраше_ые , (за)то всё бл_стало ч_стотой.
( Ф. Достоевский)
3 . Мы закрыли стекля _ ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не)несло жаром .
Сочинение-миниатюра с использованием простых и разного вида сложных предложений
«Впечатления от пьесы П.И.Чайковского «Подснежник».
Молодцы, ребята!
Спасибо за урок!