Турнир смекалистых.
Цели игры:
Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предмету математика, осуществление межпредметных связей.
Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.
Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения.
Задачи игры:
Повторение и обобщение знаний.
Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Оборудование: раздаточный материал, бумага для записей ответов.
Правила игры: класс делится на группы по 6 человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы. Если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются. Следить за подсчетом баллов будет наше справедливое жюри.
Ход мероприятия:
Разминка.
Врач делает больному три укола с интервалом полчаса. За какое время будут сделаны уколы?(1,5 часа)
Двухкилограммовый кирпич весит 1кг и полкирпича. Сколько весит кирпич?( 2кг)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?(8)
Летела стая уток, одну убили. Сколько уток осталось? ( одна)
Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади, а два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько всего? (три)
Палку надо распилить на 12 частей. Сколько нужно сделать распилов? (11)
Об этой науке Цицерон сказал: «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне – чтобы измерить земельные участки» (геометрия)
Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краже. (песня «Крутиться, вертится шар голубой…»)
Назовите три старинных русских единицы длины, которые связаны с размерами частей тела человека. (пядь, сажень, локоть)
Рисование: (выбирают)
Нарисовать лицо человечка используя цифры от 0 до 9.
Поставить знаки + и - так чтобы равенство было верным а) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 9
б)1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 5
3) Чтобы проявить себя хорошим художником в этом конкурсе не надо иметь талант, достаточно знать координаты.
«Морской котик»
Туловище: (3,5;4,5) (3,5;3,5) (4;2,5) (5;2) (5,5;0,5) (5,5;-1) (5;-3,5) (6,5;-4) (6;-4,5) (4;-4) (4,5;-3,5) ( 3,5;-3,5) (3;-4) (1;-5) (-0,5;-5) (-2;-4,5) (-2,5;-4) (-4;-5) (-5,5;-4,5) (-4,5;-3,5) (-5;-2) (-3;-3) (-2;-2,5) (0;-2) (1;-1,5) (1,5;2,5) (2;3,5) (3;4,5)
Усы: (3;5) (1,5;4) (2;4) (2;5) (3,5;3,5) (4,5;4) (4,5;5)
Глаз: (2;3) (2,5;3,5) (3;3) (2,5;2,5)
Зрачок: ( 2,5;3)
Мяч: (3,5;4,5) (2;6) (2;7) (3;8) (4;8) (5;7) (5,6)
«Мальчишка»
Шляпа: (2,5;3) (7;-3) (4;-4) (-4;-4) (-7;-3) (-2,5;3) (2,5;3)
Глаза: (-2,5;-4) (-2,5;5) (-1,5;-5) (-1,5;-4) (1,5;-4) (1,5;-5) (2,5;-5) (2,5;-4)
Нос: (0;5) (2;-5,5) (0;-6)
Язык: (-0,5;-7) (0;-7,5) (0,5;-7)
Лицо: (4;-4) (3;-7) (1,5;-8) (-3;-7) (-4;-4) (-1,5;-8)
Зрачки: (-2;-4,5) (2;-4,5)
Рот: (-1,5;-7) (1,5;-7)
«Друг человека»
Туловище: (-9;-2) (-9;-9) (-10;-10) (-11;-10) (-9;-11) (-8;-10) (-8;-5) (-6;-6) (-6;-8) (1;-8) (1;-4) (-5;4) (-5;8) (-6;10) (-11;8) (-14;8) (-13;6) (-9;-6) (-11;4) (-11;0) (-10;-2) (-10;-9) (-11;-11) (-10;-11)
Уши: (-6;10) (-6;-12) (-7;13) (-7;10) (-7;12) (-8;13) (-8;10)
Глаза: (-10;9) (-10;8) (-9;8) (-10;9)
Хвост: (1;-8) (0;10) (-6;-10) (-8;-12) (-6;-8)
Будка: (7;9) (1;4) (1;-3) (13;-3) (13;-3) (13;4) (10;4) (4;4) (4;-2) (10; -2)
«Портрет инопланетянина»
Туловище: (4;15) (3;16) (2;15) (0;7) (1;6) (-2;3) (-4;3) (-2;2) (-1;1) (0;2) (1;1) (2;2) (3;2) (4;2) (5;1) (6;2) (3;5) (0;2) (0;0) (1;-1) (1;-3) (2;-4) (2;-7) (0;-8) (1;-9) (3;-7) (5;-9) (6;-8) (6;-7) (4;-7) (4;-4) (5;-3) (5;-1) (6;0) (6;2) (7;1) (8;2) (10;3) (8;3) (5;6) (6;7) (3;14)
Глаза: (1;8) (2;9) (3;8) (4;9) (5;8)
Рот: (1;7) (2;6) (4;6) (5;7) (1;7)
«Собачка»
(8;0) (8;3) (11;4) (11;7) (8;7) (7;10) (6;7) (5;10) (5;4)
(3;2) (-6;2) (-7;5) (-9;6) (-11;4) (-11;1) (-9;1) (-9;3) (-7;2)
(-7;-3) (-10;-3) (-8;-10) (-8;-8) (-3;-3) (2;-3) (8;-9) (10;-7) (8;-7) (6;-2) (8;0)
Глаз: (8;5)
Диктант. В тексте обнаружить числительные и найти их сумму.(1900)
Люблю читать историческую литературу о нашей столице. Устойчивые стены сторожили когда – то Москву. Они выстояли против многих нашествий. До революции здесь были вместо пышных театров церкви, вместо столовых – кабаки, где истомившиеся за день мастеровые и сторожа могли выпить по стопке. Из книг Толстого, Паустовского можно узнать о происхождении престольных праздников, о проделках попов, настоятелей монастырей. Жестокость завоевателей, стоны угнетенных, крушение престола, патриотизм москвичей – все это описано живо, интересно. Израсходованное на чтение время окупиться сторицей.
Проверим, как вы знаете геометрию чайнворд «геометрия».
Единица измерения углов и дуг.
Часть, отсекаемая от круга секущей.
Геометрическая фигура, ограниченная тремя взаимно пересекающимися прямыми.
Сторона прямоугольного треугольника.
Прибор для измерения и построения углов.
Расстояние от центра до любой точки окружности.
Часть круга, заключенная между двумя радиусами.
Параллелограмм, все стороны которого равны.
Прямая, делящая угол на две равные части.
Предложение, применяемое без доказательства.
| | а | 6р | и | т | р | о | п | с | Н |
| | Д | | | | | | | | А |
1г | | И | | с | к | 10а | с | И | | Р |
Р | | У | | И | | | | Р | | 5т |
А | | 7с | | О | | | | Т | | Е |
Д | | Е | | М | | | | К | | Т |
У | | К | | А | | | | Ео | | А |
2с | | Т | | | | | | С | | 4к |
Е | | о | 8р | о | м | 9б | и | с | | И |
Г | | | | | | | | | | Н |
М | е | н | 3т | р | е | у | г | о | л | ь |
Конкурс. По одному участнику на доске одновременно обеими руками рисуют
Правая рука чертит окружность, а левая – треугольник .
Правая рука – 9 , а левая – 6.
Не отрывая от доски, нарисовать лебедя (гуся)
Догонялки.
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана)
Утверждение, требующее доказательства (теорема)
График квадратичной функции (парабола)
Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
Часть круга, ограниченная дугой и ее хордой (сегмент)
Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус)
Угол, меньше прямого (острый)
Часть прямой, ограниченная с двух сторон (отрезок)
Результат сложения (сумма)
Сколько цифр вы знаете (десять)
Сотая часть числа (процент)
Прибор для измерения углов (транспортир)
Результат деления (частное)
Наименьшее простое число (два)
Что меньше: 2/5 или 0,5? (2/5)
Какую часть часа составляют 24 минуты? (2/5)
Какую часть числа составляет 1% от метра? ( 1см)
Корень уравнения |x|= - 1(не существует)
График прямой пропорциональности (прямая, проходящая через начало координат)
Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине (внешний угол)
Отрезок, соединяющий любые две точки окружности (хорда)
Утверждение, не вызывающее сомнений (аксиома)
Множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки (окружность)
Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
Ромб, у которого все углы прямые (квадрат)
Самая большая хорда в круге (диаметр)
Простейшее геометрическое понятие (точка)
Часть прямой, ограниченная с одной стороны (луч)
Отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус)
Результат вычитания (разность)
Прибор для построения окружности (циркуль)
Результат умножения (произведение)
Наименьшее натуральное число (1)
Величина развернутого угла (1800)
Когда частное равно нулю (когда делимое равно нулю)
График обратной пропорциональности (гипербола)
Что меньше 0,7 или 4/7? (0,7)
Какую часть минуты составляют 15 минут? (1/4)
Найти 10% тонны (100кг)
Решите уравнение |x|= 7 ( 7)
1. Степа поделил бутерброд на три части, сколько он сделал надрезов (2)
2. Два отца и два сына решили заказать 3 пиццы, но каждый из них съел по одной целой. Каким образом? (Это были дед, отец и сын)
3. Одно колесо автомобиля проехало 100м, сколько проехали все 4 колеса? (100м)
4. Лизе было разрешено гулять 1,5 часа, но она гуляла 90 минут. Почему мама ее не ругала? (1,5ч=90мин)
5. Тимур получил на праздник 10 конфет, в тот же день он съел все конфеты, кроме 8. Сколько конфет у него осталось? (8)
6. Сумма длин всех сторон (Периметр)
7. Какое главное свойство вертикальных углов? (Они равны)
8. В семье 5 братьев, у каждого из них по сестре. Сколько подарков должен купить для сестер каждый брат (1 - в семье 5 сыновей и 1 дочь)
9. Два радиуса, лежащие на одной прямой. (Диаметр)
10. Семен купил 4 груши и положил их в пакет. Встретив по дороге 4 одноклассниц, он подарил каждой по груше, но одна груша осталась в пакете. Как это возможно? (Он отдал яблоко с пакетом)
11. Цапля весит 40кг, если стоит на одной ноге. Сколько она будет весить, стоя на 2? (40кг)
12. У березы 6 веток. На каждой ветке растет по 10 яблок. Сколько всего яблок на березе? (На березе не растут яблоки)
13. Существует ли треугольник с тремя углами: 70°, 45°, 60°? (Нет, их сумма 175°, вместо 180°)
14. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже 8 яблок или 4 груши? (Равно)
15. Сколько зайцев и уток убил охотник, если в корзине, куда он их сложил, насчитывается 10 голов и 28 ног? (4 зайца и 6 уток)
16. Раздели 100 на половину. (200)
17. От куска материи в 20 метров портной отрезает каждый день по 2 метра. На какой день он отрежет последний кусок? (На 9)
18. Из Москвы во Владивосток вылетел самолет со скоростью 800 км/ч. Одновременно из Владивостока в Москву вылетел самолет со скоростью 500 км/ч. Какой из самолетов в момент их встречи был ближе к Москве? (Одинаково)
19. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 час ожидать солнечную погоду? (Нет)
20. Мальчик купил несколько тетрадей по 6 рублей и 3 карандаша. Продавец выписал чек на 76 рублей. «Вы ошиблись», - сказал ему мальчик, взглянув на чек. Как он об этом догадался? (76 не делится на3)
Анаграмма.
Из слова АРИФМЕТИКА команды должны составить максимум возможных слов. Все буквы слова нельзя повторять больше 1 раза на слово (кроме «и», «а» - они 2 раза). Время выполнения 2-3 минуты (одно слово – 1 балл) Возможно около 44 вариантов (!): ара, метр, арфа, фара, метрика, карта и т.д.
Подведение итогов и награждение победителей
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
| + | | - | | = 4 | * | | : | | - | | | + | 2 | * | | = 0 | - | | + | | : | | | : | | - | | = 7 | = 7 | | = 2 | | = 7 | | | - | | + | | = 6 |
: | | * | | + | |
| + | 3 | + | | = 10 |
+ | | - | | : | |
| : | | + | | = 7 |
= 5 | | = 8 | | = 1 | |
| + | | - | | = 0 | * | | : | | - | | | + | 1 | * | | = 11 | - | | + | | : | | | : | | - | | = 1 | = 0 | | = 6 | | = 2 | | | - | | + | | = 1 |
: | | * | | + | |
| * | 1 | : | | = 1 |
+ | | + | | - | |
| * | | - | | = 9 |
= 3 | | = 8 | | = 3 | |
Чайнворд «геометрия».
- Единица измерения углов и дуг.
Часть, отсекаемая от круга секущей.
Геометрическая фигура, ограниченная тремя взаимно пересекающимися прямыми.
Сторона прямоугольного треугольника.
Прибор для измерения и построения углов.
Расстояние от центра до любой точки окружности.
Часть круга, заключенная между двумя радиусами.
Параллелограмм, все стороны которого равны.
Прямая, делящая угол на две равные части.
Предложение, применяемое без доказательства