Информационные технологии как средство повышения качества образования
Исполнитель:
Бондарь Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная кола №29»
Краснобродский городской округ
Содержание
Введение …………………………….3
1.Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе………………………………………………………………………..4-8
2. Использование икт на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования………………………………………………………..9-13
3. Использование икт во внеурочной деятельности……………………..14-16
Заключение………………………………………………………………….17-18
Литература…………………………………………………………………….. 19
Приложения…………………………………………………………………20-31
Введение
Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Важным условием своего совершенствования как педагога считаю стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности учащихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, то и учебные занятия должны быть интересными и разнообразными. Добиться разнообразия в учебно-воспитательном процессе мне помогает возможность использования информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» [1]. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».[1]
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, повысить эффективность преподавания. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет[5]:
• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
• овладевать практическими способами работы с информацией;
• развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах[4]:
1.«Проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач).
2.Основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
3.Монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Внедрение информационных технологий должно быть основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников[8]:
• в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
• большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется учащимися начальных классов во внеурочной деятельности. Их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается; применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
• высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
• мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ[5]:
комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы[7]:
• для объявления темы урока;
• при объяснении учителем нового материала;
• как информационно – обучающее пособие;
• для контроля знаний.
Использование электронных образовательных ресурсов может происходить[9]:
• под руководством учителя; учителем при отсутствии самостоятельного взаимодействия учащихся;
• в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя;
• на уроке, во внеурочное время в соответствии с самостоятельным
Применение различных способов и приемов на уроках в начальной школе, внедрение ИКТ, способствует эффективности урока, стимулирует к успеху учителя и ученика.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Использование информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения, качество образования[6].
Использование икт на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Уже много лет работаю по программе УМК «Перспективная начальная школа». Эта программа предусматривает организацию образовательного и воспитательного процесса с использованием информационных технологий. Применение ИКТ на уроках подчинено дидактическим целям и задачам. Программой УМК определены темы, связанные с применением компьютерных технологий на уроках. Уроки технологии предполагают связь с уроками информатики. Раздел « Практика на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, что позволяет формировать умения и навыки для самостоятельного поиска информации, применения полученных знаний в жизни. Это позволяет школьникам работать с электронной энциклопедией, «отвечать на вопросы, оформлять электронный текст рисунком из электронной энциклопедии». Целью этой работы является – ориентация учащихся на развитие умений самостоятельно добывать знания, на саморазвитие. В рамках учебного процесса применяю информационные технологии на разных этапах урока:
1) При объяснении нового материала:
2) При отработке и закреплении навыков:
печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
печатный иллюстративный материал.
3) На этапе контроля знаний:
4) На этапе самостоятельной работы:
цифровые энциклопедии;
словари;
справочники;
таблицы;
шаблоны;
электронные учебники;
интегрированные задания.
5) Для исследовательской деятельности обучающихся:
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства.
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) не только учителем, но и самими учащимися.
Интересна и занимательна работа Клубов: обработка полученной информации - чаще всего школьники ищут информацию в сети Интернет - и предоставление её в виде доклада. Уже в начальной школе очень часто доклад оформляется в виде компьютерной презентации, что способствует формированию у учащихся умения отбирать нужную информацию, грамотно и эстетично оформлять свое выступление, т.е. способствует развитию эстетического вкуса ребенка.
Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. В УМК есть учебник и хрестоматия, есть ссылки на сайты, то есть реализуется выход за рамки УМК в поле других источников информации. Интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на создание условий использования компьютера в школе. Возможности Интернета позволяют учащимся расширить социальные контакты, общаясь с учеными – создателями Всероссийского клуба «Мы и окружающий мир».
На основе программы за курс начальной школы «Окружающий мир» мной составлено тематическое планирование работы клуба «Мы и окружающий мир» для учащихся 1 – 4 классов (прил3.).
Работа клубов предусматривает так же общение ребенка с авторами учебников через электронную почту. Эта деятельность способствует развитию кругозора, умения выбирать нужную информацию и использовать ее по назначению, делиться информацией с окружающими.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Использую работу со всем классом и группами. Так на уроках русского языка повторение и проверку по темам «Безударные гласные в корне слова », « Синтаксис », «Морфология» провожу с компьютерной поддержкой. При таком подходе все учащиеся активно работают и получают отметку за урок. Более того, у ребенка на уроке всегда есть возможность получить помощь, как со стороны учителя, так и со стороны товарищей. При оценивании знаний по математике, русскому языку, окружающему миру использую тесты, созданные на компьютере. Это позволяет экономить время и систематизировать знания учащихся.
Уроки математики, русского языка тесно связаны с уроками информатики, их содержание положительно влияет на настрой учащихся. Познакомившись с опытом коллег, в качестве средств обучения при решении задач стала применять задачи с неполным условием. Учащиеся должны найти недостающие данные. Изучение на уроках информатики темы «Алгоритм» можно применить на уроках русского языка при проведении морфологического и синтаксического разборов, проверке изученных орфограмм. Изучение темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов» также предполагает связь с уроком информатики. Интегрированные уроки по русскому языку и литературному чтению с использованием презентаций в УМК «Перспективная начальная школа» - это дидактическая модель восприятия целостности мира. Программа по развитию речи связана с живописными произведениями и с использованием музыкальных фрагментов. Знания усваиваются активнее, развиваются мыслительная деятельность и творческое воображение. Работая по программе «Перспективная начальная школа», пришла к выводу, что применение ИКТ на уроках в комплексе с другими средствами обучения, способствует развитию учащихся, повышает эффективность урока, качество образования в целом.
На таких уроках ребенок является равноправным участником образовательного процесса. Применяя компьютерные технологии в учебном процессе, можно совмещать игровую и учебную деятельность ребенка. Использование графических, звуковых возможностей информационных технологий помогает в развитии ребенка играючи, незаметно для него.
Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Необходимо заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к учебникам, благодаря чему у меня накопился богатейший материал в виде презентаций, тренажеров и тестов по предметам курса начальной школы с первого по четвертый класс, обучающие диски.
Применение ИКТ на уроках в начальной школе способствует проявлению творческого начала школьников, обеспечивает развитие интеллектуального потенциала будущего поколения и информационного пространства начальной школы.
Использование икт во внеурочной деятельности
Необходимость применения ИКТ во внеурочной работе со школьниками влечет за собой изменения, затрагивающие традиционную организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений. Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами учатся работать с компьютером.
Важно всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Я использую различные подходы по использованию ИКТ во внеурочной деятельности:
– участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах;
– участие в работе сетевых сообществ;
– информационное взаимодействие с родителями школьников; например, электронный дневник, родительское собрание в чате или по скайпу.
– сайт образовательного учреждения, на котором постоянно представлены новости нашей школы, сообщения о мероприятиях, праздниках, встречах и т.д.;
– все мероприятия и праздники, а также подготовка к ним, проходят с использованием ИК- технологий;
– проектная деятельность (поисково-исследовательские, творческие проекты).
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе внеурочной деятельности:
для обозначения темы;
в начале занятия с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, видеофильмы, учебные сайты, Интернет – ресурсы);
для контроля учащихся.
Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Занятия с использованием медиапрограмм и медиатекстов по темам «Дружба», «Вежливость», «Я – гражданин и патриот своей Родины», «Я и моё здоровье» способствуют формированию личности в условиях информационного общества, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышают мотивацию и познавательную активность учащихся данного класса.
Часто на занятиях я использую кроссворды или ребусы, которые готовлю сама либо использую готовые формы. Удобна работа с кроссвордами на интерактивной доске. Такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.
Учащиеся активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность.
В рамках программы «Юный исследователь» проекты начинаем готовить по темам уже с 1 класса, начиная с недолговременных однопредметных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общеклассным. К 4 классу обучающиеся самостоятельно готовят исследовательские работы с презентацией для научно-практической конференции «Первые шаги».
В рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, например, реализовала проект «Моему поселку посвящается», в ходе которого обучающиеся совместно с родителями и жителями поселка создали фильм о нашей малой Родине (прил.4).
Периодически использую на внеурочных занятиях электронные музыкальные физминутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают нервное напряжение.
ИКТ органично вписываются в образовательный процесс школы и являются еще одним эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и повысить качество образования.
Заключение
Использование ИКТ на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе позволило мне:
- повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
- расширить объем предъявляемой учебной информации;
- улучшить организацию урока и внеурочной деятельности;
- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразить его формы;
- повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшилось качество образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя.
Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:
позитивная динамика показателей знаний обучающихся;
позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня, научно-практических конференциях.
Процент качества успеваемости по предметам в моем классе в 2016-2017 году увеличился с 80% до 86%.
К 2018 учебному году 98% обучающихся моего класса принимают активное участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, являются призерами и победителями дистанционных Международных и Всероссийских конкурсов. В 2016 году три моих ученика стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и трое стали призерами по русскому языку, математике и окружающему миру. В 2014 году двое обучающихся заняли первое и второе места в муниципальной научно-практической конференции школьников «Первые шаги».
Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса, расширяет возможности современного занятия. Информационные технологии являются одним из важных средств повышения качества современного образования.
Литература
Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000гг.-М.: 2000. -168с.
Емельянова Т. В Информационные образовательные технологии в школе. — URL: http// .
Бердникова, А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании [Текст]/А.Н. Бердникова// начальная школа. – 2005.
Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе[Текст]/ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.
Завьялова , О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников [Текст]/ О.А. Завьялова// Начальная школа. – 2005 - №11
Карпушина , Т. А., учитель технологии. Инновационные подходы в обучении образовательной области "Технология"[Текст]/Т.А. Карпушина// http://festival. 1september.ru/authors/100-390-240/
Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе[Текст]/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.
Полат , Е.С., Бухаркина , М.Ю., Моисеева, М.В. .Петров , А.Е; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина//Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров/ под ред. Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000.
Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий[Текст]/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С
Приложение 1
Интернет-ресурсы
Список полезных сайтов для учителей начальных классов:
http://www.altavista.com — крупнейшая поисковая система «Altavista».
http://www.ed.gov.ni — сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://www.rfh.ni — Российский гуманитарный научный фонд.
http://www.int-edu.ni — сайт Института новых технологий.
http://www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.
http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
http://www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.rsl.ru/rframe.asp?http://orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL.
http://www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова.
http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.referat.ru — сайт Московской коллекции рефератов.
http://www.maro.newmail.ru — сайт Международной ассоциации «Развивающее обучение» — МАРО (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).
http://www.mccme.ru —сайт Московского центра непрерывного математического образования.
http://www.kinder.ru/default.htm —интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты».
http://www.poisknews.ru — Интернет-газета научного сообщества «Поиск».
http://www.yspu.yar.ru:8100/vestnik/index.html — научно-методический журнал «Ярославский педагогический вестник».
http://www.edu.nsu.ru/~su/index.html — журнал «Сибирский учитель».
http://education.recom.ru — журнал «Образование и общество».
http://www.vestniknews.ru/main/enter/main.php — журнал «Вестник образования».
http://www.viofio.ru/vio_site/default.htm — журнал «Вопросы Интернет-образования».
http://www.courier.com.ru — ежемесячный электронный журнал «Курьер образования».
http://www.cofe.ru/read-ka — детский сказочный журнал «Почитайка».
http://www.kostyor.ru/tales — электронная версия журнала «Костер».
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html — сайт «Детский мир». Детские песни, мульфильмы, загадки и др.
http://www.solnet.ee — детский портал «Солнышко».
http://www.solnet.ee/skazki — книга сказок.
http://www.vkids.km.ru/default.asp — сайт для детей и родителей «Virtual Kids».
http://www.freepuzzles.com — сайт, содержащий математические головоломки.
http://www.library.thinkquest.org — сайт об оригами для детей и родителей.
http://playroom.com.ru — детская игровая комната.
http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству
http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
Приложение 2
Интернет-ресурсы
Полезные ссылки для учителей начальных классов:
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.
http://edu.h1.ru/plan/plan10.htm Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы.
http://www.ug.ru/02.26/po4.htm - Вопросы применения компьютера в начальной школе: от психологических и педагогических аспектов до подборки различных упражнений для глаз при работе с машиной.
http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/gr/okurs.htm- Информатика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс)
http://baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка. Согласитесь, что обучать ребенка в форме игры эффективнее и интереснее. Для тех, кто уже умеет читать и говорить по-английски, Интернет предлагает сайты, на которых Вы можете развить свои навыки.
http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
http://www.funbrain.com/kidscenter.html - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума". http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - Для младших школьников в Интернет есть всевозможные экологические игры, конкурсыhttp://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов".
http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахматhttp://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.
http://www.advise.ru/articles/80 - Советы родителям первоклассников. http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников.
http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и прhttp://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки..
http://GeoMan.ru: Географическая энциклопедия
http://nation.geoman.ru - Народы мира
http://animal.geoman.ru - Животные
http://bird.geoman.ru - Птицы
http://invertebrates.geoman.ru - Насекомые
http://fish.geoman.ru - Рыбы
http://plant.geoman.ru - Растения
http://forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
http://Historic.Ru: Всемирная история
Приложение 3
Тематическое планирование клуба «Мы и окружающий мир»
№ | Содержание материала | Участники заседания | В результате обучающиеся получат возможность научиться: |
| 1 класс |
-
| Признаки живой природы | Обучающиеся. | Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека |
-
| Вода | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Ставить опыты по изучению свойств воды |
-
| Растения, как часть живой природы | Обучающиеся, библиотекарь. | Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы |
-
| Грибы | Обучающиеся, родители. | Приводить примеры распространенных грибов своего края |
-
| Животные, как часть живой природы | Обучающиеся. | Приводить примеры животных своего края |
-
| Смена времен года | Обучающиеся, родители. | Называть зимние, весенние, летние, и осенние месяцы года |
-
| Школьник и его жизнь в школе | Обучающиеся. | Выполнять правила поведения, которые допустимы в школе |
-
| Экология. «Красная книга России» | Обучающиеся. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение |
-
| Дорога от дома к школе | Обучающиеся, родители. | Называть имя своего поселка и название своей улицы |
-
| Конечный продукт | Обучающиеся, родители, библиотекарь. | «Определитель растений края». «Определитель растений» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта). |
| 2 класс |
-
| Звезды и планеты | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли |
-
| Кому и для чего нужна вода? Вода и ее свойства | Обучающиеся, учитель физики. | Ставить опыты при изучении свойств воды |
-
| Для чего люди выращивают растения? | Обучающиеся, учителя нач.кл. | На основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений |
-
| От кого зависит режим дня? Твоя безопасность на улице | Обучающиеся, родители, мед.работник. | Понимать необходимость здорового образа жизни |
-
| Семейные традиции | Обучающиеся, родители. | Проявлять уважение к традициям в семье, классном и школьном коллективах |
-
| Родной край – частица России | Обучающиеся. | Понимать место Кузбасса в истории страны |
-
| Наша Родина – Россия. Москва – столица нашей Родины. | Обучающиеся, родители. | Различать государственную символику России, соотносить исторические события с историей Кремля |
-
| Конституция России – основной закон страны. | Обучающиеся, представитель общественности. | Проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в конституции |
-
| День победы | Обучающиеся, ветераны войны. | Ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах |
| Конечный продукт | Обучающиеся, родители, представитель общественности. | Фотоальбом «Моему поселку посвящается» |
| 3 класс |
-
| Общие представления о формах и размерах Земли | Обучающиеся, учитель географии. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения |
-
| Географическая карта и план местности | Обучающиеся. | Находить на физической карте разные формы земной поверхности с помощью условных знаков |
-
| Погода и ее составляющие | Обучающиеся. | Фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края |
-
| Безопасное поведение в лесу и у водоемов | Обучающиеся, родители, мед. работник. | Понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, к водоему и т.д. |
-
| Природа будет жить (экскурсия) | Обучающиеся, родители. | Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности) |
-
| Лента времени одного года | Обучающиеся. | Находить место изученного события в ленте времени |
-
| Права и обязанности человека по охране окружающей среды (ст58 конституция РФ) | Обучающиеся, представитель общественности. | Определять характер взаимоотношений человека с природой. |
-
| Город Санкт - Петербург | Обучающиеся, родители. | Описывать достопримечательности Санкт - Петербурга |
-
| Золотое кольцо Кузбасса | Обучающиеся, родители. | Находить на карте РФ, соотносить даты основания городов «Золотого кольца», |
| Конечный продукт | Обучающиеся, родители. | Журнал «По золотому кольцу Кузбасса» |
| 4 класс |
-
| Общие представления о Вселенной | Обучающиеся. | Использовать модель солнечной системы для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года |
-
| Природные зоны России | Обучающиеся, учитель географии. | Находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона |
-
| Родной край – часть Великой России. Карта родного края | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Находить общие и отличительные признаки природных зон, отличительные признаки Родного края |
-
| Общие представления о строении тела человека | Обучающиеся, мед.работник. | Понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека |
-
| Россия – многонациональная страна | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Рассказывать о подобранной дополнительной информации из Интерната о государственной символике, событиях страны |
-
| Русский язык – государственный язык РФ | Обучающиеся. | Обмениваться сведениями, полученными из средств массовой информации о событиях в стране, участником которых является президент РФ |
-
| Родной край | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Описывать природную зону родного края, называть его заповедные места |
-
| Особенности труда людей Родного края | Обучающиеся, родители. | Находить дополнительную информацию о профессиях родного края |
-
| Исторические памятники и события, связанные с ними | Обучающиеся, учитель истории. | Рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории |
| Конечный продукт | Обучающиеся, родители. | Видеофильм «Кузбассом привык я гордиться» |
Приложение 4
План реализации проекта «Моему поселку посвящается»
Этап | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Количество участников | Ожидаемы результаты |
Организационный | Формирование инициативной группы. | Сент. | Бондарь И.В.– учитель начальных классов | 3 | Инициативная группа |
Анализ ситуации в классе по данной проблеме, используя беседы, анкетирование обучающихся, родителей. | Сент. | Бондарь И.В.– учитель начальных классов, Федина Л.О. – педагог - психолог | 2 | Материалы исследования |
Системный анализ литературы, нормативно-правовых документов государства. | Сент. | Инициативн. группа Бондарь И.В. – учитель начальных классов, Никольская Л.Ф. член родительского комитета | 2 | Банк данных |
Создание проекта, составление плана и механизма реализации. | Сент. | Инициативн. группа Максимцова Н.А. Бондарь И.В. | 3 | Проект |
Распределение функциональных обязанности участников проекта. | Сент. | Инициативн. группа | 3 | Функциональные обязанности |
Определение материальных ресурсов. | Сент. | Швырева Л.В., Никольская Л.Ф., родительский комитет | 2 | Бюджет |
Консультативная и методическая помощь по реализации проекта. | Сент. | Инициативная группа | 3 | Консультации для участников проекта |
Практический Проведение групповых занятий классных часов, встречи с ветеранами. | Окт. – февр. | Бондарь И.В. – учитель начальных классов, Никольская Л.Ф., родительский комитет | 27 | Расширение кругозора, получение новых знаний участников проекта |
Создание групп по реализации проекта, смета. | Окт. | Инициативн. группа | 25 | Группы: «Поисковики», «Режиссеры», «Журналисты», «Зеленая лампа», смета |
Ходатайство к администрации школы, ТУ поселка Артышта о выделении финансовых средств. | Окт. | Инициативн. группа | 3 | Распоряжение главы ТУ п. Артышта «О выделении необходимых денежных средств» |
Распределен. обязанностей внутри групп. | Окт. | Руководители групп и представители родительского комитета | 27 | Функциональные обязанности |
Проведение поисковой работы в поселке. | Окт. – янв. | Рогова Р.А. – член родительского комитета, Рогов Сергей – учащийся 2б класса | 6 | Оформление альбомов |
Создание фильма о современном поселке. | Окт. – янв. | Никольская Л.Ф., родительский комитет Никольский Максим -учащийся 2б | 6 | Создание фильма |