Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»
Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [ш]»
Составила: учитель-логопед
Лютова С.В.
П. Ивня
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произношении звука [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произношения звука [ш].
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука [ш];
-развитие грамматического строя речи;
улучшение мелкой моторики.
- развитие мыслительных процессов.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Отгадай загадки:
Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда — не знает. (Шар)
Он чудак или невежда?
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она внутри. (Шкаф)
Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак. (Шофёр)
- Какой звук встречается в отгадке каждого слова? [ш] Какой звук мы будем учиться говорить?
2. Игра «Поймай звук». Развитие фонематического слуха.
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
3. Артикуляционная гимнастика.
Статические подготовительные упражнения для языка
«Ковшик»
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок — баловничок,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
Динамические упражнения для языка
«Часики»
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
«Почистим зубы»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Гармошка»
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.
4. Анализ артикуляции.
Программа «Живой звук» - модуль «Профили», звук [ш].
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
5. Закрепление изолированного произношения звука.
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
-Посмотри на картинку: как шипит змея? Как шипит гусь?
Программа «Живой звук»- профиль «Водопад»
На выдохе протяжно произносим звук [ш].
6. Физкультминутка с эспандером.
7. Установи последовательность событий.
Комплект лингвистических средств обучения ЛДСО «Речь и речевое общение». Карточки «Установи последовательность событий» - девочка надувает шар. Когда шар сдувается, какой звук он издаёт? (Шшшшшш)
8. Итог занятия.
Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!
9. Домашнее задание.
Придумай как можно больше слов, где звук [ш] слышится:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.