СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное логопедическое занятие "Постановка звука [ш]"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие направлено на вырабатку навыка артикуляционного уклада при произношении звука [ш]. Поставлены коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Занятие имеет три части: начало занятия (организационный момент), основная часть, итог занятия. Основная часть занятия представлена следующими заданиями: игра "Поймай звук" на развитие фонематического слуха, артикуляционная гимнастика, анализ артикуляционного уклада при произношении звука [ш], закрепление изолированного произношения звука, физкультминутка, упражнение "Установи последовательность событий".

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие "Постановка звука [ш]"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»


















Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [ш]»






Составила: учитель-логопед

Лютова С.В.




















П. Ивня

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произношении звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произношения звука [ш].


Коррекционно-развивающие:

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука [ш];

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики.

- развитие мыслительных процессов.


Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.


Оборудование: предметные картинки.


Ход занятия

1.Организационный момент.

Отгадай загадки:

Лёгкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда — не знает. (Шар)


Он чудак или невежда?

На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри. (Шкаф)


Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак. (Шофёр)


- Какой звук встречается в отгадке каждого слова? [ш] Какой звук мы будем учиться говорить?

2. Игра «Поймай звук». Развитие фонематического слуха.

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш


3. Артикуляционная гимнастика.

Статические подготовительные упражнения для языка


«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.



Динамические упражнения для языка

«Часики»


Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.


«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.


Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.


4. Анализ артикуляции.

Программа «Живой звук» - модуль «Профили», звук [ш].

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?


(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)


5. Закрепление изолированного произношения звука.

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

-Посмотри на картинку: как шипит змея? Как шипит гусь?

Программа «Живой звук»- профиль «Водопад»

На выдохе протяжно произносим звук [ш].


6. Физкультминутка с эспандером.


7. Установи последовательность событий.

Комплект лингвистических средств обучения ЛДСО «Речь и речевое общение». Карточки «Установи последовательность событий» - девочка надувает шар. Когда шар сдувается, какой звук он издаёт? (Шшшшшш)


8. Итог занятия.

Сегодня на заня­тии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!


9. Домашнее задание.

Придумай как можно больше слов, где звук [ш] слышится:

- в начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.