Дата___________ урок_____ история 9
Тема: Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять термины: Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация Научатся определять термины: Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тетрадь, учебник, презентация.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
Устный опрос у доски
III. Подготовка целей и задач урока.
Создание проблемной ситуации:
Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. Давайте вспомним, какие изобретения и открытия подарил нам ΧΙΧ век? (дети называют пароходы, автомобили, аэростаты, планеры, радио, телефон, лампочку, новое оружие: револьвер Кольт и пулемет Максим).
Период – начала ΧΙΧ века. Этот период немецкий ученый назвал временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Почему он так охарактеризовал это время?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Что такое «миграция» и «эмиграция»?
Работа со словарем.
Миграции – перемещение внутри страны.
Эмиграции – перемещение за границу.
Появление, какого транспорта способствовало этому? (железнодорожного, морского).
Представьте 19 в., плывет пароход с пассажирами. Откуда вы, пассажиры? Из каких стран? (Из Англии, Германии, Скандинавских островов, из Восточной и Южной Европы). А куда они направляются? (в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку, но большинство в США).
Как развивалась цивилизация в Америке? Как вы думаете, почему люди эмигрировали в Америку? Из какой страны ехало большинство людей?
Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Многим иммигрантам пришлось пережить горькое разочарование. «Америка — это одни обещания»,— говорили они. Часто случалось так, что ирландские или итальянские нищие становились американскими нищими, но некоторым из этих людей удалось достичь власти и уважения в чужой стране. Те, кто хорошо устраивался на новом месте, посылали родственникам письма и деньги. Одни только ирландские иммигранты послали в Ирландию в 40‑х гг. XIX в. более миллиона долларов, что подтолкнуло к переезду новые тысячи ирландцев.
Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии к наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальными группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества — дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации.
В Англии, как вы знаете, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII в., революция во Франции уничтожила собственность сеньоров на землю, а в США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье и крестьянское хозяйство сохранялось в первой половине XIX в. в таких странах второго эшелона модернизации, как Австрийская империя, Италия, в германских государствах. Однако в период наполеоновских войн в ряде германских государств и в Австрийской империи были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистического хозяйства в деревне. Бывшие помещики превращались в капиталистических предпринимателей, использовавших наемный труд, значительная часть крестьян становилась фермерами или батраками, следовательно, включалась в капиталистическое хозяйство.
Новая социальная структура общества:
Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса.
А что такое «аристократия»? (высший родовитый слой или привилегированная часть общества, состоящая из знатных, родовитых людей, находящихся у власти)
Аристократия старая и новая. К. середине XIX в. европейской аристократии пришлось во многом изменить свой образ жизни, иначе было не выжить.
Многие аристократы еще владели землями, и жизнь их была связана больше с деревней, чем с городом. Просторные дома позволяли принимать множество знатных гостей. Библиотеки, художественные коллекции, светские приемы, охота — все делало жизнь приятной. Браки, как правило, заключались в своем кругу, поэтому аристократические семьи были связаны родственными узами.
В Англии мальчиков из таких семей с детства готовили к политической деятельности. После окончания частных привилегированных школ они учились в Оксфорде или Кембридже. Затем ареной их деятельности становился парламент. В середине XIX в. 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы, а большая часть министров заканчивала элитарные учебные заведения.
Но постепенно, с развитием индустриального общества, господствующее положение аристократии уходит в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колониальной администрации.
Многие аристократические семьи теряют свои богатства. И хотя знать с презрением относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».
Буржуазия – класс крупных собственников, широко использующих наемный труд.
Буржуазия отличается тем, что зарабатывает свой авторитет исключительно деньгами. Занимается предпринимательством. Появилась она еще в средние века, когда ремесленники и купцы стремились к преимуществу в обслуживании населения. Тем самым получать большую прибыль. Ускорился этот процесс в эпоху ВГО. ?Почему? Предполагаемый ответ: приток богатств из-за океана. После французской революции буржуазия утвердилась окончательно и стала еще больше обогащаться.
Средний класс. Новым явлением в общественной жизни XIX в. стало появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества — мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий — инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных слоев.
Средний класс – это промежуточная группа между богатыми и бедными. Профессионалы в различных видах деятельности. Признаки: наличие образования, высокая квалификация, компетентность. Они обладали авторитетом в обществе.
Очень разный рабочий класс. В XIX в. формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится неоднородным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, некоторые историки называли их рабочей аристократией. Их положение на предприятии было прочным, зарплата- позволяла давать техническое образование сыновьям, иногда их дети становились служащими. Это уже был шаг вверх по социальной лестнице.
Женский и детский труд. Машины получили первое применение в текстильной промышленности. Прядильные и ткацкие станки сделали излишней мускульную силу рабочего, но потребовали быстроты и ловкости движения пальцев. При этих условиях сделалась технически выгодной замена мужчины женщиной и ребенком. К техническому моменту присоединился другой — экономический. Такая замена обещала фабриканту экономию в заработной плате и предоставляла в его распоряжение рабочую силу, покорную самой широкой эксплуатации.
Душой борьбы за равноправие женщин в Англии стала Эммелина Панхорст.
5. Первичная проверка понимания изученного.
Вопросы в конце параграфа
6. Первичное закрепление знаний.
Работа с документами в конце параграфа
7. Коррекция знаний.
8. Домашнее задание. Выучить параграф ___________
9. Рефлексия.